«Для Chopard нет никаких преград в реализации задуманного!»

Интервью с Каролиной Шойфеле, сопрезидентом и креативным директором ювелирного направления бренда

Дизайн своего первого украшения Каролина Шойфеле, дочь владельца Chopard Карла Шойфеле, нарисовала в 16 лет – подвеска «Клоун» из коллекции Happy Diamonds появилась на свет в 1985-м и много лет оставалась бестселлером марки. Сегодня Каролина отвечает за ювелирное направление семейного бренда. Последнее разрослось подобно «Пальмовой ветви», главного приза Каннского кинофестиваля, который также создают в мастерских Chopard в Мейрине в качестве партнера кинофорума уже 20 лет. Сегодня в этих же мастерских делают украшения на каждый день, ювелирные изделия для вечерних выходов и единственные в своем роде драгоценности. Как Каролине Шойфеле удается придумывать столь разные объекты, какие эстетические коды их объединяют и какие идеи стоят за многими коллекциями – в интервью сопрезидента Chopard «Как потратить».

Одна из самых значимых ювелирных новостей выставки Baselworld 2017 – это презентация беспрецедентного ювелирного гарнитура The Garden of Kalahari, который был создан из 23 крупных бриллиантов высочайших характеристик, полученных из 342-каратного алмаза The Queen of Kalahari. Пожалуй, Chopard впервые изготавливает столь значимое ювелирное украшение из алмаза, приобретенного прямо на шахте в Ботсване, где его добыли.

Каролина Шойфеле За коллекцией The Garden of Kalahari действительно стоит невероятная история. И да, вы правы, впервые со дня основания Chopard мы проследили судьбу уникального алмаза с момента, когда он был обнаружен, и до того момента, когда сумели заполучить его в свои руки. Дальше уже начали творить его иную, драгоценную историю. Удивительно, что алмаз нашла женщина, которая единственной вызвалась поработать в нерабочий субботний день, и она сама была шокирована своей находкой. Затем специалисты исследовали потенциал камня – оказалось, он очень высок, и в итоге мы получили их него 23 бриллианта идеальной чистоты и цвета.

Из-за уникальности случая мы даже решили создать документальный фильм о The Garden of Kalahari, я сама отправилась в Ботсвану, чтобы лично услышать и рассказать эту историю с места событий. Алмаз был найден в апреле 2015-го, и можно сказать, что процесс его превращения в драгоценности прошел довольно быстро! Ведь многие компании порой приобретают драгоценные камни из шахт и кладут их в сейф на годы, чтобы раритет еще подрос в цене. Потом, подобные алмазы довольно сложно огранить из-за их неординарной формы, и только одно исследование камня может занять не один месяц. У нас процесс занял чуть меньше двух лет – премьеру драгоценностей мы дали для узкого светского круга в январе 2017 года в Париже, и я горжусь тем, что мы справились довольно быстро, да еще с таким блестящим результатом.

Вы предлагаете The Garden of Kalahari как единый гарнитур и не продаете украшения по одиночке…

К.Ш. Да, и неспроста! Это действительно уникальные драгоценности, которые останутся не только в истории Chopard, но и, смею надеяться, в истории ювелирного искусства. Они подобны картине Моне или Ван Гога – эта аналогичная ценность на все времена. Я бы не хотела разделять эти драгоценности, хотя допускаю, что у потенциального покупателя может оказаться четыре дочери и каждой из них достанется нечто. Но потенциально – это фамильная реликвия, которая может передаваться по женской линии из поколения в поколение. Кстати, в этом гарнитуре заключено 26 разных способов комбинации и ношения этих украшений-трансформеров! Так что The Garden of Kalahari решает сразу несколько «проблем» с драгоценностями!

В этом году исполняется 20 лет вашему партнерству с Каннским кинофестивалем и 10 лет коллекции Red Carpet, в которой количество украшений равно количеству фестивальных лет... В этом ювелирном собрании украшения в классическом духе сочетаются с изделиями в фантазийном стиле – вы осознанно соблюдаете этот баланс?

К.Ш. Вот как раз в этой коллекции у меня нет никаких директив и инструкций, я просто следую своим желаниям и сама себе выдаю в ней карт-бланш! Никакого вмешательства отдела маркетинга, одно мое творческое самовыражение. Конечно, оно вдохновлено драгоценными камнями – по большей части дизайн строится вокруг них – и индивидуальностью кинозвезд, которые не первый год предпочитают украшения Chopard всем прочим. Это во многом выдающиеся женщины, и их красота, ум, манеры, очарование также могут навести меня на мысль о той или иной ювелирной форме, о смелом сочетании драгоценных камней, о неожиданном ракурсе или силуэте. К тому же эти женщины родом из разных культур, у каждой своя особая индивидуальность, разный тон кожи, разрез и цвет глаз, разные вкусы. Мы предлагаем в Red Carpet такую же ювелирную радугу – от сдержанных, консервативных изделий до ярких, насыщенных, фонтанирующих драгоценностей.

Вы уже четвертый год создаете коллекцию Green Carpet, украшения в которой сделаны из золота и бриллиантов, добытых по стандартам Alliance for Responsible Mining без ущерба окружающей среде и с пользой для артелей старателей. Как развивается этот проект сегодня?

К.Ш. Он медленно, но верно эволюционирует. Мы заключили еще несколько партнерских соглашений и помимо компаний, которые безупречно добывают золото и бриллианты, теперь сотрудничаем с добытчиками опалов в Австралии и изумрудов в Замбии. В выборе партнеров критерии у нас очень строгие: цивилизованные условия работы сотрудников, легальные способы добычи, безопасность шахт, экологичность производства, наличие сертификатов на всю продукцию... Этически нас не должно смущать ничего, но это непростой процесс, в котором нам нужно работать на самых разных уровнях.

Надеюсь, постепенно мы придем к тому, что все драгоценные материалы в наших коллекциях будут «прозрачно добытыми» и можно будет увидеть их происхож­дение. Верю, что и весь цивилизованный мир постепенно придет к этому! Мне не хотелось бы остаться в индустрии этаким донкихотом, который борется с ветряными мельницами в одиночку. Надеюсь, что прочие бренды рано или поздно присоединятся к этому движению и это в итоге полностью изменит ситуацию в индустрии. И знаете что? Наши покупатели все больше интересуются происхождением драгоценных материалов: новому поколению не безразлично положение дел в этом мире.

Даже в самых простых, незамысловатых ювелирных формах на каждый день Chopard всегда оставался романтичным, эмоциональным и женственным – и вдруг геометричная, бесстрастная, универсальная новая коллекция Ice Cube.

К.Ш. Ну, не забывайте, что двадцать лет назад Ice Cube была весьма значимой и созвучной своему времени коллекцией. Тогда в ней были часы и украшения ранга high jewellery, а сейчас мы решили сделать новую версию для поколения миллениум. Стиль украшений, которые выбирают молодые девушки, и манера, в которой они носят их, не снимая, сочетая с другими украшениями, весьма особенный – острый, урбанистический, универсальный, – и его нужно принимать во внимание. Оригинальный дизайн Ice Cube наилучшим образом лег на эту концепцию easy-going-украшений, и мы сделали их для тех, кому 16 и чуть больше.

И потом, всегда нужно помнить, что девушка, которая сегодня будет носить браслет или серьги Ice Cube, завтра может прийти в Chopard за обручальным кольцом, а послезавтра уже выбирать у нас украшение high jewellery. Важно знакомить потенциальную покупательницу с тем, что интересного Chopard может предложить сегодня...

Вы создаете украшения ранга high jewellery почти три десятилетия – как за это время изменился ваш творческий подход к этому непростому процессу?

К.Ш. Думаю, это естественная эволюция любых мастеров. В нашем почерке появились узнаваемые элементы дизайна, с которым можно ассоциировать Chopard. Кружево из бриллиантов по краю многих украшений или лихо закрученная в спираль основа кольца, ниспадающие колье из нескольких рядов бусин цветных драгоценных камней – некоторые из них. Я убеждена, что такие элементы должны появляться если не в каждом украшении, то во многих, именно они отличают Chopard от прочих.

С каждым годом мы больше экспериментируем с формами и материалами, стали смелее. Скажем, еще восемь лет назад мы не владели техникой работы с титаном, без которого теперь невозможно себе представить крупные фантазийные украшения, а теперь мы можем и это. И многие важные драгоценности мы оправляем именно в легчайший титан, тогда они необычайно легкие и ничем не обременяют обладательницу. Пожалуй, сегодня для нас нет никаких преград в реализации задуманного, мы легко работаем с деревом и титаном.

Если вспомнить все украшения, созданные вами, то какие бы из них остались в истории Chopard?

К.Ш. Многое, так сразу и не вспомнить! Определенно это подвеска «Клоун» из коллекции Happy Diamonds, с которой началась моя карьера ювелирного дизайнера. Точно оригинальная коллекция Ice Cube и коллекция Pushkin – в свое время последняя была очень популярным нашим творением. Однозначно я бы выбрала коллекцию Animal World, созданную к 150-летию бренда в 2010 году и ставшую нашим вызовом ювелирному миру, в котором никто не ожидал от нас столько масштабной анималистики, – мы с ним справились более чем достойно. И, конечно же, это десятки украшений из коллекций Red Carpet, но выбрать из созданного за все эти годы будет архисложно. Вот лично себе я бы точно оставила бриллиантовое колье с феноменальным изумрудом в 52,76 карата огранки «груша», которое мир видел на Джулии Робертс в прошлом году на Каннском кинофестивале. И еще, наверное, бриллиантовый браслет-манжету с ажурным цветочным орнаментом, первое украшение из коллекции Green Carpet – его «вывела в свет» в 2014 году в Каннах Марион Котийяр, давний друг бренда. И определенно еще колье в виде ленты из бесцветных и розовых бриллиантов, которое в свое время, лет пятнадцать назад, купила у Chopard Элизабет Тейлор – у этой женщины был вкус!

В коллекции драгоценностей Тейлор было колье Chopard?! Почему вы не афишировали этот факт? Все ювелирные бренды, чьи украшения находились в личной коллекции кинозвезды, воспользовались продажей той на аукционе Christie’s в 2011 году как информационным поводом... И не было ли у вас намерения приобрести то колье обратно в коллекцию бренда?

К.Ш. Ну что толку трубить о достижениях прошлого? Мы все-таки динамичный, меняющийся, все еще молодой бренд, да, с серьезным весом в индустрии, но его нужно доказывать каждый год новыми творениями. Что до приобретения того колье в нашу коллекцию, как таковой у нас нет большой музейной коллекции винтажных украшений, в ней скорее больше часов – за этим следит мой брат Карл-Фридрих. И потом, я слишком поздно узнала об аукционе, накануне была занята множеством других серьезных дел, да и цена в итоге была таковой, что имело смысл вложить эти средства в драгоценные камни для будущих творений, что мы и сделали. Пусть это колье и дальше продолжает радовать какую-то иную женщину! Мы же в Chopard предпочитаем создавать сегодня раритеты дня завтрашнего.

Читайте также