Три кита часовых коллекций Bulgari

Это итальянский дизайн, швейцарская экспертиза и богатое наследие, уверен управляющий директор центра часового дизайна Дома Фабрицио Буонамасса

Один из старожилов часового подразделения Bulgari, Фабрицио Буонамасса, начал трудиться в нем 17 лет назад на позиции дизайнера, а теперь является управляющим директором центра часового дизайна Дома. Он изучал индустриальный дизайн в ISIA Roma, в 1998 году начал свою карьеру в автоконцерне Fiat’s Style Center (куда на тот момент входили Fiat, Alfa Romeo и Lancia) в Турине, а затем послал свое резюме в Bulgari. На работу в 2001 году его нанимал сам Паоло Булгари, следом Буонамасса работал под руководством Франческо Трапани, племянника Паоло, а после вхождения Дома в LVMH Group в 2011 году нашел общий язык с нынешним президентом Жан-Кристофом Бабеном и является одной из движущих сил Bulgari Haute Horlogerie.

За те годы, что вы трудитесь в Bulgari, часовое подразделение Дома прошло серьезный эволюционный путь...

Фабрицио Буонамасса: Да, это верно, сегодня и сам бренд, и наше часовое подразделение, и его клиенты, и окружающий мир роскоши – все совершенно иное, чем 16 лет назад. Тогда мы только начали процесс создания интегрированной мануфактуры и сегодня полностью ею являемся. Спустя всего 17 лет Bulgari производит на 100% на своей мануфактуре в Невшателе самый тонкий минутный репетир в мире с механизмом всего 3,12 мм. И эта самостоятельность, да еще и с такими впечатляющими рекордами, самый серьезный шаг в эволюции Bulgari Haute Horlogerie.

Циферблаты мы делаем на собственном производстве в Ла-Шо-де-Фон, корпуса и браслеты – в Ле-Сентье, а механизмы и сборку – в Невшателе. Мы самостоятельно способны производить все grand complications – от дизайна до финального продукта. И приобретаем у специалистов лишь колесо и спираль баланса – всего два-три часовых бренда в индустрии производят их сами. С высокоювелирными часами иная история: голову змей из коллекций Serpenti с механизмом внутри мы собираем в Швейцарии, а вот тело рептилии в драгоценном декоре создают в ювелирном ателье под Римом или на новой ювелирной мануфактуре в Валенце.

Все это определяет главную особенность часовых коллекций Дома, которую вы не найдете ни у одного другого бренда: мы органично соединяем итальянский дизайн, швейцарскую экспертизу в часовом деле и богатое наследие одного из знаковых создателей драгоценностей в мире. Это три кита, на которых держатся часы Bulgari.

Интересно, с чего вы начали как дизайнер Bulgari, с создания каких часов?

Ф.Б.: В 2001 году существовали лишь мужские коллекции Bulgari Bulgari и Diagono и женские часы B.Zero1. У нас и тогда в мужских часах стояли турбийоны и минутные репетиры, но мы просто приобретали готовые механизмы у поставщиков. Мы хотели играть иную, серьезную роль на часовом рынке и в итоге пришли к этому.

Начал я как раз с дизайна циферблатов для часов Diagono и с того момента приложил руку ко всем моделям Дома. Вообще создать часы для ежедневного использования, да так, чтобы в них имелось ощутимое содержание – узнаваемый стиль и коды Дома, – задача не из простых. Осмелюсь заявить, что дизайн часов Bulgari сложен в любой модели! За каждым образом стоит какая-то конкретная идея, определенный отсыл к архивным творениям Дома.

Сегодня, когда вокруг куда больше часовых брендов, чем в 2001 году, и конкуренция куда жестче, мы не можем быть как минимум скучными. История, которую мы хотим передать с помощью часов, должна быть увлекательной для покупателя! В этом нам помогает богатое наследие Bulgari – элементы ювелирных украшений и архитектура Рима, в них запечатленная, – которое мы стараемся транслировать в каждый новый предмет на запястье и при этом никогда не повторять самих себя.

Как изменилась ваша работа за прошедшие годы?

Ф.Б.: С 2006 года я дизайн-директор всего департамента и у меня другая ответственность. Первые пять лет я сам бесконечно рисовал эскизы с утра до вечера, под руководством шефа. А сегодня я даю своим сотрудникам «ключи» к тому или иному дизайну и слежу за его реализацией. Наша обязанность – разрабатывать идеи новых часов с завидной регулярностью и продолжать гармоничную эволюцию часов Bulgari.

По сути, моя работа – создать новую удачную часовую коллекцию, а вот разрабатывать ее дальше, предлагать новые вариации и функции – это уже задача моих дизайнеров и технического отдела. А я всегда выступаю этаким супервайзером и консультантом, который направляет деятельность, корректирует ее. Но, признаться, за столько лет работы я уже давно генерирую в голове будущее: разрабатывая лишь один новый продукт, я уже представляю себе все возможности, которые в нем заложены, и прорабатываю варианты дизайна на годы вперед.

Как велика дизайнерская команда Bulgari Horlogerie и какими качествами нужно обладать, чтобы в ней трудиться?

Ф.Б.: Главное качество наших дизайнеров – это серьезные знания об истории Bulgari. Если ты не чувствуешь стиль Дома, то не сможешь воплотить его коды на ином уровне. Необходимо иметь схожий вкус и эстетику, иначе это будет не Bulgari. И надо иметь талант каждый раз представлять одну и ту же идею по-новому. Скажем, у нас существует семь вариаций Serpenti, словно змея меняет кожу, – от версии Tubogas до высокоювелирных моделей и Serpenti на тонких кожаных браслетах. Я сам чувствую, что нам нужно обновлять эту коллекцию каждые два года вне всякого маркетинг-плана, по своим внутренним ощущениям. Нельзя все время повторять самих себя, иначе вы превратитесь в винтажный скучный бренд, а Bulgari должна оставаться динамично развивающейся компанией.

Наша интернациональная команда не велика, в ней есть молодые люди и девушки со всего мира, также мы прибегаем к консультациям независимого дизайнера для свежего взгляда на вещи на случай, если у нас самих «замылится» глаз.

Как часто вы обсуждаете новые идеи, смотрите вместе эскизы?

Ф.Б.: Ежедневно! Если я в Невшателе, то это основное наше занятие. Креативность не поддается строгому рабочему графику, ты никогда не знаешь, как в голову придет удачная идея, а может быть, не одному человеку, а целой команде в процессе обсуждения, поэтому так важно постоянно держать руку на пульсе. Никогда нельзя выключать мозги, ваша «антенна» всегда должна быть настроена на новое, интересное, вдохновляющее. Дизайн – это тоже мастерство, и даже более сложное, чем любое другое, так как у него несколько составляющих: ты должен быть немного экономистом, немного маркетологом, немного культурологом и, в конце концов, отличным дизайнером. И создавать роскошный продукт вне времени, вне моды.

Есть ли разница в подходе к дизайну женских и мужских часов Bulgari?

Ф.Б.: Я бы сказал, что женские часы создавать куда сложнее! Мужчины оценивают часы с технической стороны, как автомобиль, – обсуждают механизм и его достоинства, как двигатель спорткара, и оценивают его с точки зрения множества безупречных деталей и необходимых функций. Женщины же воспринимают часы как единый образ – нравятся или не нравятся. И вот сделать так, чтобы женщины влюблялись в них с первого взгляда, попасть в их эмоцию, угодить вкусу – непросто.

Да, окончательный эскиз нашей успешной ювелирной модели Diva я нарисовал за 10 минут, и именно он пошел в производство, но это случилось только после долгой шестимесячной умственной работы всего отдела. Мы по-прежнему делаем сотни эскизов от руки, потом переносим удачные идеи в компьютер, дальше уже доводим до ума в графической программе. И после этого печатаем прототип с помощью 3D-принтера – 10 лет назад это немыслимо было представить! Иногда мы готовы потерять что-то в дизайне ради функций часов, иногда часовщики чем-то жертвуют в техническом плане ради эстетики, это постоянный компромисс, но финальный результат должен быть блистательным.

Значит, вы идете на компромиссы ради бескомпромиссного продукта?

Ф.Б.: Именно так! Для этого возможности нашей мануфактуры стоят на службе у дизайна. В итальянском языке есть выражение: «Мы можем создать возможность там, где в ней нет необходимости». И мы внедряем этот «закон» в Bulgari! В ювелирном ДНК бренда заложен своего рода деконструктивный подход: игра с разнообразными материалами и геометрическими объемами, яркая и провокационная. И моя команда делает то же самое: играет с элементами из разных миров, чтобы придать часам новый, неожиданный образ.

Читайте также