Символ возрождения

«Моя обязанность – придумывать продукт, в котором читался бы фирменный стиль S.T. Dupont», – интервью со Стефаном Мартаном, артистическим директором S.T. Dupont

Нынешнему артистическому директору S.T. Dupont 43 года, и он уже один из старожилов французского luxury-бренда, поскольку пришел в него 15 лет назад. Выпускник факультета Design Product парижской школы ENSAAMA Olivier de Serres 1999 года, Мартан получил должность артистического директора по окружающей среде в бюро Ateliers ABC и уже через два года занял позицию дизайнера в S.T. Dupont. Здесь в 2010 году он возглавил отдел Creation & Design, а в 2013-м стал артистическим директором всей марки.

Какова ваша личная история, каким образом вы сделали карьеру в S.T. Dupont?

Стефан Мартан Я обучался дизайну именно продукта, совершенно любого, но в начале карьеры трудился над глобальным дизайном: концепцией магазинов, упаковки в них, иллюстраций буклетов, оформлением витрин... Но при этом всегда мечтал придумывать изделия из мира роскоши. Тогдашний артистический директор S.T. Dupont Оливье Кокререль где-то увидел мои работы и пригласил присоединиться к его команде.

Думаю, ему не только понравились мои проекты, но он также слышал, что я работаю очень быстро и действенно, а в нашей профессии это самый важный аспект. Словом, я был молод и подавал надежды, ха-ха! Если серьезно, то в современном мире роскоши нужно действовать очень быстро и необходимо быть немного хамелеоном. Скажем, сегодня создать проект для масс-маркета, а завтра – продукт для мира роскоши, и в компании S.T. Dupont, где в ассортименте имеются и доступные зажигалки, и единственные в своем роде арт-объекты, подобный гибкий подход просто необходим.

Что в принципе входит в обязанности артистического директора S.T. Dupont?

С.М. Моя рабочая обязанность – придумывать самый разнообразный luxury-продукт, в котором читался бы стиль S.T. Dupont, распространять его на все, что создается под нашим старинным брендом. Это бывает непросто, особенно в совместных проектах, где сильна индивидуальность другого партнера, как, скажем, в случае с компанией Disney, но я научился придавать наши черты любой теме. Здесь важную роль играют и мастера нашей мануфактуры, которые с помощью декоративных штрихов могут наградить любую вещь нашим почерком.

Как вам работается с Аланом Креве, человеком невероятной энергии?

С.М. С Аланом Креве, который является моим начальником уже лет семь, мне работается невероятно легко и просто, мы говорим на одном языке. Когда у Алана появляются идеи, мы моментально их обсуждаем, я делаю эскизы, он тут же их смотрит, и мы запускаем новый продукт в производство довольно быстро. Наверное, это самый «быстрый» босс, которого я знаю. И поскольку я подчиняюсь ему напрямую, то могу прийти с идеей в любой момент рабочего дня. Бывало, что мы вместе придумывали проект за 15 минут, чем немало удивляли отделы маркетинга и производства, которые накануне еще ничего не подозревали. И это исключение из общего правила luxury-индустрии, где любой проект должен пройти десятки стадий одобрений в различных отделах.

Как на вашем респектабельном горизонте возник проект с киноэпопеей «Звездные войны»?

С.М. Как обычно, Алан на каком-то мероприятии удачно познакомился с людьми из Disney – у него талант на такие судьбоносные встречи, – и уже спустя неделю мы начали проект Star Wars. Когда Алан вызвал меня в кабинет и спросил, что я об этом думаю, в первый момент я даже растерялся, все же мы делаем luxury-продукт, а тут космическая история в жанре фэнтези. Но я сам обожал «Звездные войны» с детства и отбросил все сомнения. А когда начал соединять коды S.T. Dupont, идеи появились сами собой.

Все-таки вселенная «Звездных войн» с ее тысячами элементов и деталей придумана гениальными художниками, оттуда можно почерпнуть много интересного. Я решил начать работать с миниатюрными моделями всех предметов, которые были созданы для фильма – я знал, что они есть, и попросил Disney резрешить мне их изучить. Так появились ручки на подставке в виде космических кораблей X-Wing и Tie Fighter, которые похожи на такую миниатюрную модель больших кораблей, из фильма. Они выглядят как футуристический объект, который может украсить рабочий стол или книжные полки.

«Пираты Карибского моря» – еще одна новая коллекция аксессуаров, которую вы создаете в союзе со студией Disney...

С.М. Да, и работать с Disney невероятно сложно, и знаете почему? Все держится в таком страшном секрете до официального релиза фильма, что даже нам практически ничего не показывают: ни фото, ни видео, ни даже эскизов, поэтому я должен работать с тем мизером, что мне рассказали под страхом неразглашения. Так что в случае с Pirates of the Caribbean я скорее сделал некий собирательный образ пиратских атрибутов. Разумеется, отправной точкой стал череп, Веселый Роджер с перекрещенными костями, символ всех пиратов, но мы его преподносим в духе S.T. Dupont изысканным и декоративным – в гравировках, в сочетании полированной и грубой поверхностей металла. Мы поместили череп на ручки и на аксессуары из кожи, и он выглядит вполне органично, а саму поверхность кожи украсили этаким барочным декором XVII века путем горячей печати.

В последние годы в часовых и модных брендах появляется все больше арт-объектов. Это, на ваш взгляд, тенденция в индустрии?

С.М. Пожалуй, да. Людям интересно обладать особыми предметами. И в этом плане я особенно горжусь нашей коллекцией Shoot the Moon по мотивам знаменитых романов Жюля Верна.

Вообще, каждый раз, когда я должен придумать связующее звено между стилем S.T. Dupont и темой, на которую мы создаем коллекцию limited edition. В случае с Жюлем Верном мне сразу стало понятно, что писатель и основатель нашего бренда Симон Тиссо-Дюпон были современниками и жили в период индустриальной революции, поэтому все гравировки на предметах выполнены в стиле конца XIX века. Я сам выбрал темой роман «С Земли на Луну» и включил все небесные символы и географические инструменты того времени в декор. Ну и как же без пушки, с помощью которой можно попасть на Луну?

Насколько тесно вы общаетесь с мастерами на фабрике, которые реализуют ваши идеи?

С.М. Довольно тесно, я часто бываю в Фаверже в департаменте производства и обсуждаю все-все детали, как именно лучше что-то реализовать. Кстати, в процессе работы нашим талантливым мастерам тоже приходят в голову отличные идеи, и они могут мне в любой момент позвонить и спросить: а что если мы сделаем это вот так-то?

Самый показательный пример – зажигалка из коллекции Spectre James Bond 007, если вы помните, по ее центру есть отверстие, словно от пули, как в заставке любого фильма об агенте 007. Изначально я думал сделать просто имитации такого отверстия на поверхности с помощью гравировки или гильоше, но именно на мануфактуре мне предложили: а вы не хотите сделать настоящее сквозное отверстие, как от пули? А я в ответ только заморгал: как так?! Но, представьте себе, наши инженеры создали совершенно новую внутреннюю конструкцию самой зажигалки ради внешней эстетики продукта!

Кстати, сколько человек помимо вас отвечают за эту эстетику?

С.М. У меня небольшая команда в Париже, в которой еще два дизайнера, один из них – девушка, потому что нам нужен женский взгляд на вещи! И мы трое должны рисовать и рисовать, у меня всегда с собой большой альбом, я делаю эскизы буквально везде: в метро, в аэропорту, как только появляется минутка.

Интересно, что одна из ваших коллекций, Phoenix Renaissance, символична для бренда, ведь в 2008 году часть фабрики в Фаверже почти полностью сгорела и снова возродилась, как птица феникс...

С.М. Совершенно верно, к тому мы же бренд S.T. Dupont – мастер Огня, с нашим-то столетним опытом производства зажигалок. И после успешного запуска этой коллекции мы решили, что птица феникс станет символом нашего Дома и будет появляться на логотипах и на каких-то декоративных элементах.

Почему S.T. Dupont никогда не создавал лимитированные коллекции для России?

С.М. Это правда! Мы никогда не делали коллекции, посвященные России. Да, в нашем подразделении Haute Creation были созданы ручки, посвященные колокольне Ивана Великого и собору Василия Блаженного, но это единственные в своем роде предметы, а вот идея некой особой коллекции давно напрашивается, и я как раз сейчас над ней работаю. Я недавно посетил Москву именно в поисках вдохновения, так что в будущем году ждите «русскую» коллекцию, скорее всего, в духе невероятного смешения европейской и восточной культур, к которому вы, может быть, уже и привыкли.

Читайте также