Система ценностей Захара Смушкина

Глава «Группы «Илим» коллекционирует предметы эпохи Мейдзи

Коллекционированию предметов эпохи Мейдзи (1862–1912) председатель Совета директоров крупнейшей российской целлюлозно-бумажной компании «Группа «Илим» Захар Смушкин посвятил семь лет. Свою коллекцию он представил на выставке в Эрмитаже, проходившей с ноября 2016 по апрель 2017 года и ставшей примером сотрудничества между частным коллекционером и крупным государственным музеем. По мнению Захара Смушкина, авторские коллекции в первую очередь интересны тем, что в них всегда есть эмоциональная составляющая, видны личные предпочтения их владельцев. «Коллекционирование сродни мысли, – поясняет он. – Это очень субъективное явление. В современном мире, где практически все сферы деятельности регламентированы, коллекционирование дает возможность выражения индивидуальности».

Бизнесмен видит смысл коллекционирования именно в реализации этого права на индивидуальность. «Если мы оглядимся вокруг, то поймем, что каждый из нас в большей или меньшей степени вынужден существовать в неких рамках, – говорит он. – Часто мы не можем позволить себе быть субъективными в суждениях, оценках, делах. Я, как человек бизнеса, для достижения успеха должен следовать законам рынка. Любое несистемное движение несет определенные риски. В этом отношении коллекционирование – это материализация, визуализация свободы. Здесь существует только один риск – получить невысокую оценку своей коллекции со стороны искусствоведов или общественности. Однако для человека, который занимается не механическим собирательством, а вкладывает в свое дело определенный смысл, такой риск не имеет существенного значения».

Захар Смушкин считает, что искусство дает возможность альтернативного понимания, более свободного мировосприятия вещей, а коллекционирование открывает доступ к этому процессу. «Почему так важно сохранять предметы, отражающие культурные традиции целых эпох? – рассуждает коллекционер. – Потому что понимание прошлого может дать знания о будущем: о возможных тенденциях, взаимосвязи событий, вероятных исходах. В бизнесе точные прогнозы и стратегии всегда ценятся высоко. Изучение истории, в том числе через искусство, способствует обогащению своего личного опыта и помогает мыслить глобально».

В связи с этим бизнесмен полагает небезынтересной полемику о том, чья миссия важнее – художника или коллекционера? «Можно, конечно, считать, что важнее художник, потому что он первичен, он – творец, но с точки зрения искусства во времени есть масса аргументов, которые говорят в пользу коллекционера. Судите сами, все светское искусство сформировалось по инициативе заказчиков. Именно коллекционеры выбирали, что покупать и что хранить. Таким образом, они влияли на ту эстетику, которую последователи принимали за эталон».

Первый предмет, положивший начало его коллекции произведений искусства периода Мейдзи, был выполнен в технике эмали Клуазоне. «Меня поразила уникальность изготовления, – вспоминает бизнесмен, уточняя, что ему нравятся работы, выполненные и в других техниках: роспись по фарфору Сацума, работа по металлу, деревянные панели и ширмы. – В декоративно-прикладном искусстве главную роль играет качество исполнения предмета. Когда держишь в руках предметы эпохи Мейдзи, сразу видишь высочайший уровень мастерства. Это эталонные вещи».

Техника эмали была известна и применялась задолго до эпохи Мейдзи, однако добиться такого качества проработки деталей в изображении смогли только японские мастера
Захар Смушкин
Председатель Совета директоров компании «Группа «Илим»

По мнению коллекционера, произведения эпохи Мейдзи также интересны своей эклектичностью. В то время как техники и формы заимствованы у европейских мастеров, технологии производства и художественные мотивы уникальны. Эта особенность дает возможность сравнить Мейдзи с аналогичными произведениями западноевропейского или даже русского искусства, например с Фаберже. «Проводя подобные параллели, мы видим, как одни и те же идеи были реализованы по-разному. Техника эмали была известна и применялась задолго до эпохи Мейдзи, однако добиться такого качества проработки деталей в изображении смогли только японские мастера», – поясняет Захар Давидович.

По мнению Захара Смушкина, предметы эпохи Мейдзи как произведения искусства не заставляют испытывать сильные эмоциональные переживания, они скорее созданы для созерцания и медитации. «Вы видите, что на поверхности крошечной вазочки нанесено более 100 тысяч бабочек, и в этом чувствуется какая-то загадка, причем торопиться с ее разгадкой нет никакой необходимости», – рассуждает бизнесмен.

До того как начать собирать предметы эпохи Мейдзи, он достаточно долго интересовался живописью. Однако в 2000-х годах был неприятно удивлен тем количеством подделок, которыми был наводнен рынок. «Предметы декоративно-прикладного искусства в этом отношении особенные: они не только имеют художественную ценность, но и гарантированно являются единственными в своем роде, – отмечает Захар Давидович. – Большинство произведений японских мастеров эпохи Мейдзи сегодня совершенно невозможно повторить либо изготовление этих предметов обойдется гораздо дороже, чем покупка оригинала. В Японии от эпохи Мейдзи уже практически ничего не осталось. Есть аукционы в США и Европе, эти предметы периодически продаются на Sotheby’s, Christie’s, Bonhams. Но в открытом доступе их очень мало. Это утраченные вещи. В этом их главное отличие».

Недавно у Захара Смушкина появилось новое увлечение в сфере декоративно-прикладного искусства. Коллекционера заинтересовали русские шкатулки, в частности шкатулки, создаваемые известной артелью в подмосковном селе Федоскино. Федоскинские шкатулки представляют собой вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше с использованием океанического перламутра. Технология изготовления федоскинских шкатулок сохраняется на протяжении 220 лет и предусматривает длительную пропитку специальных сортов картона льняным маслом, медленную сушку, пресс, шлифовку, полировку и многократное покрытие лаком до 30 слоев.

«Считаю, что если мы живем в России, то нужно сохранять предметы русского искусства, – говорит Захар Смушкин – На мой взгляд, в каком-то смысле федоскинские шкатулки схожи с предметами эпохи Мейдзи. Тонкая работа с перламутром перекликается техникой декорирования керамики Сацума».

В планах Захара Смушкина создание в Петербурге частного музея. По мнению коллекционера, в Северной столице не хватает частных галерей и музеев современного искусства. «Мы по праву гордимся историческим наследием, которое оставили нам предки, но мало делаем для сохранения и продвижения современного искусства, – полагает коллекционер. – В то же время существует множество интересных частных коллекций, достойных экспонирования. Их необходимо показывать. В этом и заключается элемент социальной ответственности коллекционеров».

Читайте также