Эдьютейнмент по-питерски

Новое для Санкт-Петербурга понятие гармонично соединяет в себе образование и развлечение

Лекционные курсы и просветительские программы сейчас в Петербурге на волне популярности, и это не случайно. В ситуации, когда система формального образования в стране несовершенна, а желание учиться у людей велико, спрос рождает массу предложений. И несмотря на то что знания можно небезуспешно черпать и из Интернета, многие предпочитают получать информацию от лектора в процессе личного общения. Продолжать учиться можно в самых разных, порой даже неожиданных местах. Возраст и материальное положение слушателей не имеют практически никакого значения. Питерская редакция «Как Потратить» собрала для вас самые полезные адреса и идеи.

Понятие эдьютейнмент – продукт современного английского языка, полученный в результате слияния слов education (образование) и entertainment (развлечение). Это значит, что процесс обучения авторы программ стремятся сделать максимально увлекательным и живым.

Свои просветительские проекты есть в Большом драматическом театре. Социально-образовательная программа для зрителей «Эпоха просвещения» – это лекции из серии «Иду в БДТ», приуроченные к театральным премьерам. Кроме того, в БДТ проходит цикл лекций ведущих петербургских искусствоведов и антропологов, организованный исследовательским центром «Прагмема» под руководством Светланы Адоньевой. Автор и ведущий программ «Путешествие за кулисы БДТ», «Георгий Товстоногов», «Планета Лавров» – театровед, заместитель художественного руководителя БДТ по общественно-просветительской и исследовательской деятельности, заслуженный деятель искусств РФ Ирина Шимбаревич. Одна из новых лекций-экскурсий – «Путешествие по музею БДТ» – программа заведующего творчески-исследовательской частью БДТ Вениамина Каплана.

Свой лекционный проект недавно открыл Большой театр кукол. Его задача – расширить представления зрителей о кукольном театре. Публику знакомят с разными системами кукол (петрушка, театр теней, марионетка), рассказывают об известных режиссерах современности и прошлого, о том, каким театр кукол был сто лет назад и что он представляет собой сегодня. В качестве лекторов в БТК выступают известные театроведы, историки театра, критики – Марина Дмитревская, Арина Шепелева, Анна Некрылова.

«Мы не ожидали, что интерес к лекциям по театру кукол будет таким большим, – признается Наталия Сергеевская, начальник отдела развития Большого театра кукол. – Нам даже пришлось перенести лекции из камерного пространства буфета в фойе, где помещается больше зрителей. Многим зрителям интересно узнать, сколько стоит изготовить марионетку и почему голова у петрушки деревянная, что роднит тростевую куклу и театр теней, сколько людей может управлять планшетной куклой и почему вертеп дошел до наших дней почти в неизменном виде».

Новая сцена Александринского театра изначально была создана как площадка, где спектакли являются важной, но не основной составляющей этого пространства. Сегодня здесь читают лекции об урбанизме, архитектуре, теории моды. «Наши лекционные программы очень разные по тематике, а значит, по составу и количеству публики, но в целом можно смело говорить об увеличении аудитории, – рассказывает руководитель культурных проектов Новой сцены Александринского театра Екатерина Пузанкова. – На однодневном фестивале популярный науки “Открытый университет” со свободным входом мы принимаем около 1000 человек – больше не помещается. Основная часть публики – это студенты. Лекции программ об актуальных тенденциях в искусстве и культуре «Повестка дня», в которых участвовали Михаил Пиотровский, Диана Вишнева, Сергей Чобан, Михаил Идов, Демьян Кудрявцев, а также проект «Теория моды», над которым мы работаем вместе с издательством «Новое литературное обозрение» и «Идеальный город» (урбанистика) проходят на площадке на 100 человек».

Обязательная составляющая – программы, выстроенные вокруг премьер и важных театральных событий театра. «На 100-летии спектакля Мейерхольда “Маскарад” на Новой сцене выступали журналист, автор проекта “1917. Свободная история” Михаила Зыгарь, историк и искусствовед Юлия Демиденко, директор музея-квартиры Мейерхольда Наталья Макерова, – продолжает Екатерина Пузанкова. – К премьере Дмитрия Волкострелова “В прошлом году в Мариенбаде” публику готовили филолог и писатель Андрей Аствацатуров, кинокритик Антон Долин и композитор Дмитрий Ренанский. Все эти лекции можно посмотреть на нашем сайте».

Сегодня практически в каждом музее проходят специальные образовательные программы: в Эрмитаже, в Русском музее, в музее истории религии, а также в частном музее Фаберже и в современно музее Эрарта. Где даже такой академичный жанр, как лекции переосмыслили по-своему: никаких монологов и истин в последней инстанции. Здесь можно быть уверенным в одном – скучно не будет. «Музыканты о музыке» – цикл лекций, где исполнители не только рассказывают про свои любимые песни, но и напевают и наигрывают их, а также рассказывают о собственных увлечениях. Пример тому – лекция Ромы Зверя из группы «Звери» о его увлечении фотографией и лекция Сергея Шнурова, приуроченная к открытию его выставки. На программе «Учебник рисования» профессионалы современного искусства спорят с новичками-ведущими.

Клуб идей и знаний Anima Libera – это гуманитарный и творческий проект команды отеля Индиго Санкт-Петербург – Чайковского. Под эгидой клуба собираются просветительские проекты и лекционные курсы, представляя петербуржцам выступления, творческие вечера, лекции и мастер-классы выдающихся ученых, исследователей, деятелей культуры и искусства. Здесь постоянно проходят события московского лектория «Прямая Речь», среди постоянных участников которого – историк Наталия Басовская, писатель Дмитрий Быков, психолог Екатерина Мурашова. Anima Libera тесно сотрудничает и с исследовательским проектом «Прагмема»: каждую неделю в отеле можно послушать лекции о литературе, искусстве, антропологии, кино. Программы составлены таким образом, что, лекторы дают возможность каждому слушателю увидеть, осознать, и, возможно, переосмыслить свой личный опыт через призму образов, метафор и сюжетов мировой культуры.

Учиться сегодня можно даже в торгово-развлекательном центре. Первый в городе и весьма успешный проект такого рода – культурно-образовательное пространство Охта Лаб в ТК «Охта Молл».

«Программы подбираются примерно по такому же принципу, как передачи на ТВ, – объясняет руководитель проекта Кира Тайманова. – Есть разные аудитории со своими интересами. Поэтому мы придумываем направления – такие, как ОхтаTalk, ОхтаDebate, ОхтаCinema, ОхтаTheatre, ОхтаSport, ОхтаParents, ОхтаBusiness. Таким образом разброс аудитории у нас получается очень широкий – от студентов и гиков до пожилых людей и мам. Изначально мы хотели за счет проекта расширить географический охват стандартной аудитории ТРЦ – выйти за пределы района. Так и получилось. Сейчас большая часть аудитории – люди, которые целенаправленно приезжают на наши мероприятия и, возможно, потом становятся покупателями».

Читайте также