Счастливая профессия: глава дома шампанских вин Taittinger

Как Пьер-Эммануэль Тэтэнже вернул старинное предприятие в лоно семьи

Пьер-Эммануэль Тэтэнже начинал карьеру в компании как обычный продавец, но со временем добился успеха и достиг самых высоких постов. В 2006 году он выкупил Дом Taittinger у группы Starwood, вернув предприятие в лоно семьи. Ныне сын Кловис и дочь Витали принимают самое активное участие в отцовской компании, разделяя его «миссию».

Семья Тэтэнже обосновалась в Шампани в начале XX века, однако история производства, впоследствии названного Taittinger, восходит к 1734 году. Именно тогда Жак Фурно создал собственную компанию и занялся продажей вин, изготавливаемых бенедиктинскими аббатствами Hautvillers, Pierry, Verzy и Saint-Nicaise в Реймсе: монахам принадлежали лучшие виноградники во всей Шампани.

В начале XIX столетия Фурно объединились с семейством Форест, образовав фирму Forest-Fourneaux, которая процветала в течение многих лет, вплоть до первой четверти XX века. Дед Пьер-Эммануэля – Пьер Тэтэнже приобрел компанию в 1932 году. Как подобает виноделу, он обзавелся замком – живописным шато де ля Маркетри, выстроенным в начале XVIII века для писателя и мистика Жака Казота, казненного французскими революционерами. Чуть позже владения Тэтэнже расширились за счет земель бенедиктинского аббатства Сен-Никез. «Моя семья начала свой бизнес в момент, когда культура потребления шампанского была еще мало развита. Только после Второй мировой вой­ны этот напиток стал популярен во всем мире. За 70 лет наша марка сумела выйти в число пяти самых известных мировых производителей шампанского», – рассказывает Пьер-Эммануэль Тэтэнже. К этому стоит добавить, что ныне виноградники Taittinger – самые обширные в Шампани, они занимают 288 га земли.

«Чтобы любить шампанское, необязательно знать, как его производят. Это как с автомобилями: я люблю красивые авто, но, как работает двигатель, не знаю. В Taittinger есть что-то от немецкой машины: серьезность, точность, качество», – излагает свою точку зрения Пьер-Эммануэль.

Предание гласит, что первые виноградные лозы привез с Кипра Тибо IV – король Наварры

По его мнению, работа над высококачественным шампанским начинается с культивации почвы и тщательного ухода за виноградной лозой. Дом Тэтэнже отдает преимущество винограду шардоне. Этот сорт наделяет шампанское характерным элегантным, мягким и тонким вкусом. Говорят, что виноградные лозы, которые стали прародителями шардоне, привез с Кипра Тибо IV – король Наварры, хозяин аббатства Сен-Никез и последний граф Шампани. Этот могущественный сеньор, по всей вероятности, был романтиком, увлекался поэзией и музыкой, от чего даже получил прозвище Тибо Менестрель. Его музой была Бланш Кастильская – супруга французского короля Людовика VIII. Спасаясь от несчастной любви, Тибо IV покинул Францию, присоединившись к крестовому походу на Святую землю, откуда и вернулся на родину с бесценным грузом. Старинная резиденция Тибо IV – Demeure des Comtes de Champagne («Дворец графов Шампани») сохранилась до наших дней. Она расположена в самом центре Реймса и принадлежит компании Taittinger, которая проводит здесь приемы, концерты и выставки. Штаб-квартира фирмы находится на холме Сен-Никез, на месте разрушенного в годы французской революции одноименного старинного аббатства, основанного еще в начала XIII века. Все свободное от молитв время монахи посвящали выращиванию винограда и производству вина на продажу. Готовую продукцию они складывали в галло-римские меловые погреба, вырытые еще в IV веке и служащие некогда убежищем для первых христиан. В наши дни эти же древние погреба, уходящие на глубину в 18 м, стали хранилищем для благородного шампанского Taittinger.

За свою долгую историю аббатство Сен-Никез пережило немало событий и даже удостоилось визита русского царя. «В 1717 году Петр I приехал в местную базилику почти с научной целью. Он пожелал раскрыть тайну ее так называемых шатающихся опор, прикосновение к которым, согласно поверью, сулило исполнение желаний. Архивы умалчивают, узнал ли русский царь причину удивительных возможностей опор, наверно, он просто слишком увлекся дегустацией шампанского, – шутит месье Тэтэнже. – Могу привести другой пример русских гостей, уже из недавней истории нашей семьи. Когда мой отец был мэром города Реймса, он пригласил Марка Шагала выполнить витражи Реймского собора. В наш город приезжал Никита Хрущев и первая женщина-космонавт Валентина Терешкова». Пьер-Эммануэль Тэтэнже особо подчеркивает, что в его семье к России относились с любовью, недаром у его младшего брата русское имя – Владимир. И с коммерческой точки зрения русский рынок для Taittinger интересен, потому что «русские любят роскошь, а доступная роскошь – это шампанское».

«Для меня употребление шампанского означает элегантность и определенный стиль жизни», – делится своим мнением глава Taittinger. Он напоминает, что шампанское Comtes de Champagne (кюве, созданное в 1952 году) было излюбленным напитком писателя Яна Флеминга. «Он даже прислал несколько писем моему дяде Клоду, чтобы сообщить, что «агент 007» пьет наше шампанское», – рассказывает Пьер-Эммануэль.

В одной из первых экранизаций бондианы – фильме «Из России с любовью» Джеймс Бонд в исполнении Шона Коннери также пьет шампанское Taittinger. Однако, как уверяет месье Тэтэнже, страсть главного героя Флеминга к шампанскому его семьи не была продиктована меркантильными соображениями: компания не платила за рекламу своей продукции. Сам Пьер-Эммануэль Тэтэнже признается, что употреб­ляет шампанское регулярно, но не игнорирует вина Бордо, пастис, виски и коньяк. О своей работе во главе компании он рассказывает с огромным воодушевлением: «У меня счастливая профессия – распространять продукт, дарованный самой природой и приносящий праздник. Если резюмировать цель моей деятельности, то она заключается в производстве качественного и элегантного шампанского, которое дарит мне ощущение незримого участия в самых светлых и радостных моментах жизни всех тех людей, кто наслаждается нашим напитком».

Читайте также