Крупнейшее собрание Фаберже - у русского коллекционера

Но хранит его Александр Иванов в музее в Баден-Бадене. Почему?

Многие считают, что знаменитый российский ювелир Карл Фаберже делал только пасхальные яйца для императорской семьи, но это не так. Его фирма производила массу бытовых предметов, в том числе дверные ручки, столовые приборы и табакерки, а также разные безделушки. За время своего существования компания Фаберже изготовила 250 000 всевозможных вещей. Вот и коллекция Александра Иванова начиналась с зайца, которого он купил в 1988 году в магазине таможенного конфиската: «Там продавались картины и антиквариат, и однажды мне попалась фигурка работы Фаберже. Как потом выяснилось, настоящая. А тогда к ней прилагалась квитанция, где было написано: «Фаберже под вопросом». Стоил заяц 12 рублей».

Так родилось увлечение, к которому Иванов отнесся очень серьезно. «Когда я начал понимать, что такое Фаберже, то стал эту тему изучать. Три года в архивах просидел, в частности в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге, и для меня Фаберже стал открытой книгой».

С тех пор коллекционер смело покупает изделия ювелира, не опасаясь подделок. «Я считаю, Фаберже можно атрибутировать по нескольким признакам, в том числе внешней безупречности и обязательному наличию клейма», – говорит он.

В российских клеймах Александр разбирается профессионально: в 2002 году он выпустил объемистый том «Пробирное дело в России», который Минкульт признал учебным пособием. «На фальшивых вещах я не встречал настоящих клейм, – объясняет коллекционер. – За исключением нескольких предметов, явно серийных, в которые были впаяны клейма, взятые с какого-нибудь чайника или ножа. Но это редко бывает, поэтому у нас есть возможность покупать произведения и выставлять их в музее. В год мы приобретаем 150–200 вещей».

К середине 1990-х годов у Иванова собралась довольно большая коллекция, и он задумался о музее. Конечно в России, где же еще? Но взять в Мос­кве особняк в аренду под музей оказалось не так-то просто. «Это мне вышло бы в $50 млн, не меньше», – скупо комментирует он.

И тогда Александр обратил свои взоры на немецкий курорт Баден-Баден. «Это чисто русский город», – говорит коллекционер, имея в виду, что россияне издавна приезжали сюда «на воды». У крупной табачной компании был куплен особняк, один из лучших в городе, который был отремонтирован и снабжен надежной охранной системой. По оценкам, работы обошлись в 17 млн евро.

9 мая 2009 года состоялось открытие музея. «Руководство Германии и земли Баден-Вюртемберг, а также бургомистр Баден-Бадена очень тепло к этому отнеслись. Один раз провели финансовую проверку – и всё. Федеральное ведомство Германии по культуре тут же присвоило статус национального музея Германии – только работайте! Впервые россиянин за рубежом открыл свой музей, и это был первый в мире музей Фаберже. На открытие собралось более 1200 гос­тей», – вспоминает Иванов.

Вход стоит недешево даже по европейским меркам – 16 евро. Зато экскурсии на всех европейских языках бесплатные. Главные посетители – американцы, которые приезжают целыми группами. Много австралийцев, японцев, китайцев. Россиян около 20%, еще 40% – немцы. Здание музея занимает примерно 850 кв. м, площадь выставочных залов – около 350 кв. м. Коллекция насчитывает почти 3800 единиц хранения, в том числе три императорских яйца, но залы вмещают всего семьсот, поэтому примерно раз в полгода приходится проводить ротацию. Помимо основной экспозиции есть еще и выставки. Например, «Золото мира», где представлено ювелирное искусство Центральной Азии, Западной Европы (кельты и норманны), доколумбовой Америки. На умилительной выставке «Зоопарк Фаберже» собраны фигурки животных. «У английской королевы 101 зверек в коллекции, у нас больше 150», – хвастает Иванов.

Еще в музее можно увидеть цветы Фаберже из драгоценных металлов и поделочных камней, многочисленные табакерки, портсигары, серебряные рамки для фотографий, настольные часы. «У нас собран весь спектр произведений Фаберже, начиная с первых работ, очень редких, которые выпускал Густав Фаберже, отец знаменитого Карла, – рассказывает коллекционер. – Есть также изделия Эрика Колина, с 1872 года главного мастера Карла Фаберже, – тогда еще фирма Фаберже не ставила свои клейма. Большой раздел экспозиции – вещи из меди, томпака (вид латуни. – Прим. ред.) и бронзы. Во время Первой мировой Карл Фаберже производил из этих материалов недорогие подарки: котелки и плошки с двуглавым орлом, которые император, выезжая на позиции, вручал солдатам. Будучи близок ко двору, Фаберже получил военный заказ, в том числе на изготовление втулок для снарядов. Работавшая на него мастерская Хольстрема наладила выпуск шприцев – у нас есть такой шприц. И целая витрина, посвященная самоварам. Кроме того, у нас огромная коллекция ювелирных изделий Фаберже, чего вы не увидите в других музеях, плюс эскизы Карла, его письма и другие документы, по которым можно проследить всю историю фирмы».

Если судить по музейной коллекции, Карл Фаберже любил пошутить. В Баден-Бадене выставлена такая шутка гения – скульптурный натюрморт. «Кирпич, на нем газета из серебра, селедка, стакан водки и яичница», – описывает его Александр Иванов. Действительно, ювелир за свою жизнь создал столько яиц, что должна же была в конце концов получиться яичница! Работу приобрели несколько лет назад, а «пасли» ее, по словам коллекционера, лет пятнадцать. «Мы почти договорились с владельцем за 200 000 купить: работа не подписная, просто видно – русская, но ювелирно сделана безупречно: кирпич как настоящий, яичница будто сейчас приготовлена, мухи сидят, сигарета дымится. Хозяин решил оценить вещь на аукционе Drouot, но по дороге в Париж отломился стакан: он был приклеен рыбьим клеем. Мне позвонили: «Что делать?» Я отвечаю: «Мы купим и со сломанным стаканом». Но когда стакан от клея очистили, на дне увидели надпись: «Фаберже». И тогда цена резко возросла – миллион евро мы заплатили».

В феврале 2014 года в музее был выставлен уникальный сервиз, изготовленный в Англии по заказу махараджи Патиалы, одного из самых богатых и влиятельных индийских правителей начала ХХ века. К Фаберже он отношения не имеет, просто очень интересный артефакт. «Это самый большой в мире серебряный сервиз, – рассказывает Иванов. – Он рассчитан на 180 персон и включает 1500 предметов весом около 700 кг. Махараджа заказал его в конце 1915 – начале 1916 года к визиту в Индию принца Уэльского, будущего короля Эдуарда VIII, и делали его четыре года. После смерти махараджи сервиз перевезли в Англию, где мы его и купили на аукционе Christie’s за 2,1 млн фунтов».

Однако это далеко не рекорд. Вот за яйцо-часы Ротшильдов работы Фаберже Иванов в 2007 году отдал 9 млн фунтов на аукционе Christie’s в Лондоне. «Фаберже никогда не падал в цене, – комментирует собиратель. – В 2010 году одна королевская семья с Ближнего Востока официально предложила мне $2 млрд за музей. Я не продал, естественно, потому что собрать такую коллекцию уже невозможно».

В Москве, по словам коллекционера, у него хранится еще 4000 изделий Фаберже, что дает ему основания считать свое собрание самым большим в мире даже среди тех, которыми владеют государственные музеи.

Читайте также