Адвокат Добровинский готов предъявить публике внуковский архив

Личные вещи и документы самой знаменитой советской кинопары вернулись в свой дом

Последнее время Александр Добровинский, адвокат и коллекционер, известный своими солидными собраниями агитфарфора, агитлака, агиткости, погружен в заботу о сохранении огромного пласта культуры, связанного с жизнью и творчеством самой звездной кинематографической пары советской эпохи – актрисы Любови Орловой и режиссера Григория Александрова. Дача Орловой и Александрова во Внуково выкуплена и сохранена от окончательного разрушения, так же как и чудом уцелевший архив, который будет издан. В ближайшем будущем проект получит развитие в качестве музея.

Дом и архив

«С Гришей Александровым, внуком и полным тезкой Григория Васильевича Александрова, я знаком с пятилетнего возраста. Вместе учились в институте, я бывал на этой даче в далеком детстве. Потом Гриша переехал во Францию, женился, а дачу сдавал каким-то французам, одним, вторым...

Во Внуково всегда было полно народа. Архив находился там же. На многочисленных вечеринках, которые проходили на знаменитой даче, временные арендаторы раздаривали фотографии, рисунки из бесценного архива знаменитой пары, обходясь с реликвиями как со своими вещами. Приятель, известный московский галерист Емельян Захаров, рассказывал мне, что во время «французских» пирушек, на которых он часто бывал, на стене около лестницы он однажды заметил уникальные снимки знаменитого фотографа Мана Рэя. Потом они неожиданно со стены исчезли, как исчезли и письма Марлен Дитрих к Александрову. Видно, в творчестве этого гения разбирался не один Емельян.

...Семь лет назад звонит Гриша: «Я тут продаю кое-что, а ты же известный старьевщик». Так я купил архив – разбросанным он валялся на полу дачи, к тому времени превратившейся в развалюху, – а с ним и саму дачу, от которой Грише надо было тоже избавиться. Правда, от гектара леса с вековыми елями и дубами, принадлежавшего звездной семье, теперь уже осталось 30 соток. Двухэтажный дом с подвесной террасой, столовой, камином и ванной, утопленной в полу, не ремонтировался с 1937 года.

Архив представлял собой сотни и сотни фотографий, эпистолярное наследие, пачки и пачки писем, личные записки Любови Орловой мужу, артефакты, но многого уже недоставало. Тогда я принял решение собрать, что исчезло, найти все, что утрачено, распродано, и издать «Внуковский архив».

Надо отдать должное Александрову: он за всю жизнь ничего не выбросил. Сохранились потрясающие записки Эйзенштейна о съемках, великолепные фотографии, например Александрова в халате Николая II в библиотеке Зимнего дворца.

Я пригласил на работу группу исследователей во главе с Наумом Клейманом. Вместе мы пришли к выводу, что мы не должны ничего комментировать, лишь констатировать. В результате будет выпущено 12 томов со сносками, тиражом 500 экземпляров. Первый том: жизнь кинорежиссера и актрисы до их знакомства; второй – четвертый тома: дневники Григория Александрова, его поездки в компании с режиссером Сергеем Эйзенштейном по Европе, Америке и Мексике; тома 5–9: работа над легендарными комедиями «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь» и «Весна»; тома 10–12: жизнь Александрова и Орловой после войны, то, что больше всего интересует публику». Первый том уже вышел».

Были и небылицы

Изучая архивные материалы с лупой и, как положено, в белых перчатках, Добровинский сделал для себя массу открытий, одно из которых связано с фильмом «Октябрь».

«Был заказ снять фильм об истории революции к ее десятилетию. И в 1926 году Эйзенштейн отправляется в Ленинград готовить объекты для съемки. А надо понимать, что тогда еще были живы свидетели реальных событий. Эйзенштейн благополучно сообщает своему соавтору Александрову, что, если представить в фильме все как было, в лучшем случае их посадят, в худшем – расстреляют. Поэтому они начинают создавать революцию сами. Наверно, не только я один, кто смотрел этот кинофильм на 7 Ноября, был уверен, что кадры со штурмующими Зимний солдатами и матросами через распахивающиеся ворота – хроника. Но нет, все это было придумано Эйзенштейном и Александровым. Зимний никто так не брал. «Аврора» не стреляла – она просто дала гудок. Тут другое интересно: факты об октябрьском перевороте в учебнике истории ВКП(б) излагались на основе фильма «Октябрь»! Думаю, это единственный случай в ХХ веке, когда учебник писался по киноленте.

Надо отдать должное Александрову: он за всю жизнь ничего не выбросил. Сохранились потрясающие записки Эйзенштейна о съемках, великолепные фотографии, например Александрова в халате Николая II в библиотеке Зимнего дворца. Благодаря архиву Григория Васильевича мы знаем о его первых шагах в театре, работе в «Синей блузе», в театре «Перетру» (передвижная труппа), его взаимоотношениях с первой женой, о том, что происходило на съемках «Броненосца Потемкина», «Октября», «Старого и нового» и в ту знаменитую 1929–1931 годов поездку в Европу и Голливуд.

И еще одно открытие я сделал: Александров был полноправным соавтором и режиссером этих фильмов. Мы берем плакаты того времени и видим, что режиссеры Александров и Эйзенштейн идут одной строкой. Впоследствии Эйзенштейн каким-то образом просто узурпировал авторство.

В ходе работы над архивом был также развенчан миф, связанный с фамилией Александров. Считается, что это псевдоним, а настоящая фамилия режиссера – Мормоненко. Но все с точностью до наоборот. В воспоминаниях Александров упорно придерживается версии, что его отец горнорабочий. А на самом деле Григорий Васильевич выходец из состоятельной семьи владельцев гостиниц в Екатеринбурге».

Орлова и Александров

«Из этого архива следует очень интересная история взаимоотношений Александрова и Орловой, пары очень близких друзей, которые всю жизнь были на «вы» и были очень нужны друг другу, как сообщающиеся сосуды. Если бы не Александров, жизнь Орловой, с ее «плохой» биографией, дворянским происхождением, Шаляпиным и Толстым, бывавшими в доме родителей, вряд ли закончилась бы благополучно. Жена врага народа, в 1932 году имевшая грандиозный роман с торговым атташе, немцем. Красавцем, между прочим, есть фотография. В те годы это все было нехорошо.

И вдруг в 1933-м она встречает на своем пути Александрова, который как раз ищет героиню для своего первого музыкального фильма, эдакую Марлен Дитрих для российского народа. Он, прошедший к тому времени голливудскую школу, красит Орлову в блондинку и делает из нее секс-символ. Помните Марион Диксон в фильме «Цирк»? То, что Орлова брюнетка, стало для меня открытием. Посмотрите на ее ранние фотографии, это совершенно другой человек!

Каждый день что-то появляется. Актриса Наташа Селезнева принесла мне перчатки Орловой (довольно, надо сказать, изысканные), которые та ей как-то подарила, и свою фотографию из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», в котором она снималась в парике Любови Петровны. Та когда-то в нем пела в оперетте «Перикола».

Власть, очарование этой актрисы, фильмов с ее участием в СССР были столь сильны, что ничего сделать с ней было нельзя, лишь обожать и оберегать. То, что символ стал неприкасаемым и ни один волос не упал с ее головы, произошло, конечно, благодаря Александрову. И Орлова была ему всю жизнь за это благодарна, а он ей. Доказательство, что тема жива и сегодня, – недавно поставленный в Театре наций спектакль «Цирк». Я видел. Блестяще сделано!

И еще одно мое открытие. Орлова показывалась на экране во всевозможных нарядах: в цилиндре в «Веселых ребятах», в халате в «Весне», она была очень хороша и в военной форме во «Встрече на Эльбе», и в длинном платье в фильме «Глинка». И вдруг Александров снимает Орлову, уже семидесятилетнюю, в «Скворце и Лире», где ей приходится изображать 25-летнюю разведчицу, у которой умирает муж, тоже разведчик. Было совершенно не ясно, к чему бы в середине фильма ему умирать? И вдруг до меня дошло: единственное, чего не хватало в картинах с Орловой, – траурного платья с вуалью. И тогда Александров придумывает эпизод, чтобы показать любимую супругу в черном платье».

Экспонаты будущего музея

Помимо издания спасенного архива в планах Александра Добровинского открытие для широкой публики музея, здание которого будет построено тут же, на участке во Внуково. Хранилище экспонатов постепенно пополняется.

«Во-первых, мне удалось восстановить дачу в тех контурах, в которых она была, и провести реконструкцию. Удалось приобрести 48 афиш к фильмам, в которых работала звездная пара, вместе или по отдельности. Среди них – два плаката к фильму «Броненосец Потемкин» Александра Родченко, уникальный плакат к фильму «Старое и новое», приблизительно такой же редкий плакат к фильму «Октябрь», не говоря уже о самых первых плакатах «Веселых ребят», а также прекрасные плакаты к фильмам «Цирк», «Весна», «Волга-Волга», «Светлый путь», «Русский сувенир» и другие. В дневнике Александрова я прочитал, что он был в восторге от картины «Завтрак у Тиффани». Мне удалось найти плакат 2 х 2 м. Он будет в музее.

Каждый день что-то появляется. Актриса Наташа Селезнева принесла мне перчатки Орловой (довольно, надо сказать, изысканные), которые та ей как-то подарила, и свою фотографию из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», в котором она снималась в парике Любови Петровны. Та когда-то в нем пела в оперетте «Перикола».

Кроме личных вещей Орловой и феноменальной находки в какой-то американской дыре 150 потрясающих фотографий путешествия Григория Александрова, Сергея Эйзенштейна и Эдуарда Тиссэ по Мексике также обнаружена рисованная раскадровка к фильму «Цирк», сделанная вручную самим Александровым, очевидно, вместе с замечательным художником Сергеем Лучишкиным.

Я купил журнал с дарственной надписью Александрову от Марлен Дитрих «AG from MD. Love & love again». Слухи об их сумасшедшем романе еще никогда и никто не смог опровергнуть. Сейчас охочусь за письмами Дитрих. Удалось выцарапать ее портрет, сделанный Маном Рэем. Поиск и скупка никогда не прекратятся. Работа идет».

Читайте также