«Сегодняшний Cartier открыт и восприимчив ко всему новому»

Интервью с Пьером Райнеро, директором по имиджу и наследию французского Дома

Ни для кого не секрет, что должность Пьера Райнеро, которую он занимает вот уже четырнадцать лет, предполагает участие в работе над любой новой коллекцией Дома Cartier, будь то единственные в своем роде драгоценности, наручные часы или кожаные аксессуары. Как соответствовать большому стилю, который составляет славу Дома, как отражать дух эпохи и при этом создавать объекты на века?

В новой высокоювелирной коллекции Resonances de Cartier вы экспериментируете с визуальным «эхо» драгоценных материалов...

Пьер Райнеро Название коллекции «Резонанс» отражает физические и визуальные эффекты, которых мы хотели добиться в конструкциях украшений и в композициях драгоценных камней в них. Последнее особо важно, ведь неуловимая иррациональная «магия» случается только при наличии прекрасного драгоценного камня, и он диктует облик будущего украшения.

Наши дизайнеры шли путем своих «впечатлений» от энергии и излучения драгоценного камня, выражали возможный «резонирующий» эффект от него. И из этого эффекта рождался дизайн. Это словно бы физическая вибрация, которую «поймали» в драгоценных материалах, в абстрактных или фигуративных темах. Поэтому все предметы в коллекции инновационны в плане конструкций и техник, которые мы либо придумали, либо усовершенствовали. Вообще, в каждой новой высокоювелирной коллекции мы ставим себе сложную задачу выступить в новаторском духе. Запечатленные в каждой такой коллекции на новый лад мотивы, формы и характерные черты из репертуара Cartier складываются в художественный язык Дома. И с каждой подобной коллекцией мы вписываем новую главу в его историю.

В нынешнем году вы возродили женские часы Panthere de Cartier, которые впервые появились в Доме в 1983 году. Чем вы руководствовались, готовя данный запуск?

П.Р. Своими мыслями и чувствами! Мы постоянно переосмысляем собственное прошлое и научились чувствовать правильный момент. Еще три-четыре года назад мы подумывали представить исключительно женскую модель часов. Эти мысли возникли где-то между запусками часов Cle de Cartier и Drive de Cartier, эстетика первых была в духе унисекс, эстетика вторых – только мужская, и захотелось чего-то для женщин. Как только наш креативный отдел задумался о таковых, в голову пришла идея Panthère de Cartier – мы почувствовали, что их эстетика сейчас актуальна, и решили, что нужно бы видоизменить дизайн, который всегда был нашей сильной стороной.

Намерения нашего нового президента вполне прозрачны, и мы действуем в соответствии с ними: оставаться Домом Cartier, настолько это возможно, в его самом чистом, идеальном творческом проявлении.
Пьер Райнеро
Директор по имиджу и наследию Дома Cartier

Но чем дальше мы думали об этом, тем больше приходили к выводу, что вообще ничего не нужно менять в оригинальной версии! Она самодостаточна и выражает восприятие женственности дня сегодняшнего, причем универсальна для разного возраста и поколения. Мы не теряли эти часы из виду с 80-х, поскольку многие клиентки приносили свои модели в наш сервис – поменять батарейку или отполировать их – и были ими очень довольны. Это достаточно редкий пример того, что дизайн легко переживает три десятилетия и остается актуальным и востребованным. У нас подобное произошло лишь с часами Tank, чье производство мы никогда не прекращали и впервые внесли изменения в их облик лишь пять лет назад.

Вы произнесли: «Мы почувствовали, что Cartier нужны исключительно женские часы» – насколько креативные люди действительно могут позволить себе работать, доверяя опыту и интуиции, а не коммерческому расчету?

П.Р. Я произнес: чувствовали и думали! Определить, что за чем следует, довольно сложно, потому что это такой ментальный сплав профессионального опыта, знаний и чутья, который возникает в голове одновременно. Об эстетике я думаю постоянно и вдруг в какой-то момент понимаю, что вот сейчас именно она необходима клиенту и рынку. И потом, любой ювелирно-часовой бренд постоянно эволюционирует, а находясь внутри этого процесса и подталкивая его, ты уже органично чувствуешь, каким будет следующий шаг и каковы его последствия.

Какие исторические темы в часах и украшениях вы никогда не перестаете интерпретировать?

П.Р. Конечно, тему «Пантеры», хотя она довольно молода для Дома со 170-летней историей. Появившись в 30-е годы, до конца 60-х она существовала исключительно в формате единственных в своем роде изделий. И только в 1969 году Жанн Туссан, тогдашний креативный директор Cartier, решила создавать тематические коллекции украшений, и появились первые воспроизводимые несколько раз дикие кошки. Как я уже сказал, мы никогда не останавливали производство часов Tank, да и часы Santos мы тоже производим без остановки последние сто лет, но в разных вариациях.

А как же ваши знаменитые Mystery Clocks, настольные часы с парящим в воздухе «загадочным» образом механизмом? В 2013 году Cartier представил первые наручные часы с механизмом Mystery Clock, а в нынешнем году появились новые версии Rotonde de Cartier Skeleton и Rotonde de Cartier Minute Repeater Mysterious Double Tourbillon – они столь же сложны в реализации, как и первые?

П.Р. Да, мы создаем Mystery Clock долгие десятилетия, но все же это уникальные объекты, а не регулярные коллекции. И делаем мы такой часовой объект раз в год, чаще невозможно физически, слишком сложная работа.

В случае с наручными часами было невероятно трудно в самом начале – адаптировать хитроумный механизм настольных часов для такого миниатюрного размера, но наш технический отдел с этим прекрасно справился. Стоило решить эту задачу единожды, создание всех остальных моделей уже было делом отработанной техники.

В нынешнем году сложной задачей было создание скелетона: ведь суть Mystery Clock в том, что они отрицают внешнее наличие механизма как такового – вы видите только прозрачное сапфировое стекло и парящие стрелки. А здесь мы подвергли сомнению саму философию Mystery Clock – скелетон в парящем пространстве? Насколько мы противоречим самим себе? Но в итоге дизайн даже создал некое физическое напряжение между mystery-частью и самой конструкцией, совершенно чистой, прозрачной частью и механическим видением мира, нечто скрытым от глаз и нечто, так тщательно предоставленным взгляду. Так что порой дизайнерские коды могут быть противоречивы, но прекрасны в этом противоречии. Это тот случай, когда принцип менее важен, чем эстетика объекта.

Дом активно пополняет мужскую вселенную Cartier: очки, парфюм и, конечно же, часы Drive de Cartier...

П.Р. Пожалуй, вы правы. Часы Drive, представленные в январе 2016 года, оказались столь значимыми с точки зрения видения Cartier для мужчин, что повлекли за собой целую концепцию в самых разных объектах и аксессуарах. Drive словно бы открыл это «окно» элегантности, которая существовала в Доме всегда, но не была, может быть, столь очевидна для широкого круга потенциальных покупателей.

Чистая геометрическая форма корпуса Drive совершенно новая, но в ней важны сами пропорции, которые созвучны времени, его эстетическим представлениям о прекрасном. Если бы Дом представил подобную форму в 40-х или 50-х годах, то ничего бы из этого не вышло, тогда в ходу были иные коды.

С приходом нового президента Дома Сирилла Винерона пошли слухи, что Cartier больше сосредоточится на создании ювелирных украшений. Вы можете их прокомментировать?

П.Р. Нет-нет, ничего подобного. Намерения нашего нового президента вполне прозрачны, и мы действуем в соответствии с ними: оставаться Домом Cartier, настолько это возможно, в его самом чистом, идеальном творческом проявлении. У Cartier есть свой неповторимый почерк, который мы развиваем долгие десятилетия. Имея сильные корни во многих исторических стилях и сохранив их во времени, мы открыты и восприимчивы ко всему новому и современному. Именно поэтому Cartier так созвучен модернизму и умеет отражать дух времени в самых разнообразных объектах.

Читайте также