Prada провела очередной урок литературы

Поддержка молодых писателей – дело, на которое не стоит жалеть ни времени, ни средств, считают в Prada

Последние годы модные бренды класса люкс все активней пытаются заявить о себе в областях, с модой не связанных: одни участвуют в архитектурных проектах, реставрируют исторические здания, другие – вносят вклад в развитие науки, организуя конкурсы среди молодых ученых, третьи, и их огромное количество, создают коллаборации с художниками и иными деятелями культуры и искусства.

Prada пошла по собственному пути, решив не ограничиваться искусством (у Дома есть собственное выставочное пространство Fondazione Prada), но обратиться и к литературному творчеству. Три года назад компания впервые провела конкурс The Prada Feltrinelli Prize, и с тех пор устраивает его ежегодно. Смысл проекта – в создании независимой литературной площадки для начинающих писателей со всего мира. Партнер Prada – Giangiacomo Feltrinelli Editore, одно из крупнейших издательств Италии (именно оно открыло в свое время европейской публике «Доктора Живаго» Бориса Пастернака). Также в качестве поддержки проекта Prada в сотрудничестве с группой компаний Luxottica регулярно представляет капсульную коллекцию оптических оправ с «говорящим» названием – Prada Journal. Коллекция очков – красивый коммерческий ход, подкрепленный философским подтекстом: по замыслу организаторов конкурса, очки здесь – символический инструмент для исследования реальности, для восприятия и генерирования идей, которые могут изменить мир. Ни больше ни меньше.

Молодые писатели задавались философскими вопросами: «Каковы признаки меняющегося мира? Какую новую реальность мы ожидаем увидеть?»

Алгоритм конкурса таков: из примерно тысячи претендентов авторитетное жюри выбирает трех победителей, которые в итоге съезжаются на торжественную церемонию в штаб квартиру Prada в Милане. В жюри – филологи с мировым именем, книгоиздатели, писатели, и состав экспертов всякий раз утверждается отдельно. В прошлом году среди членов жюри были, например, индийская писательница, поэтесса и танцовщица Тишани Доши, многократный номинант литературных премий. Еще один судья – итальянский писатель и магистр в области теоретической физики Паоло Джордано. Его дебютный роман, «Одиночество простых чисел», сразу снискал теп­лый прием у публики, был переведен на 40 языков и удостоился множества наград. Ну а Колум Маккэнн – ирландский писатель, по рассказу которого, «Все на благо государства», был снят фильм, выдвинутый впоследствии на премию «Оскар».

Организаторы конкурса предлагают участникам создать художественное произведение на определенную тему. Так, в 2014 году молодые писатели задавались следующими философскими вопросами: «Каковы признаки меняющегося мира? Какую новую реальность мы ожидаем увидеть? Внимательно присмотревшись к мелочам, мы, может быть, сумеем получить ответ». А в 2015 году тема была сформулирована следующим образом: «Свет, тени, миражи. Вещи не всегда такие, какими кажутся».

Финалисты получают денежный приз по 5000 евро, а их произведения публикуют в электронной антологии Prada Journal и в каталоге издательства – Feltrinelli Zoom. Кроме того, рассказы-призеры становятся частью действа Theatre of Conversation and Exchange (буквально – «Театр беседы и обмена»). Это – светский литературный салон, наподобие тех, что зародились в XVIII веке, но, конечно, адаптированный к современности и цифровым технологиям. В таинственном театральном освещении актеры и авторы читают заинтересованной публике художественные произведения, а потом все делятся впечатлениями.

Как правило, победители – непрофессиональные, но подающие надежды писатели. В прошлом году финалистами стали испанец Мигель Феррандо, оперный певец и учитель музыки, на досуге пишущий и публикующий стихи; Анабель Графф, студентка Техасского университета, которая однажды опубликовала рассказ в журнале Day One; а также итальянка Виола Беллини, фермерша из пригорода Рима. Победу присудили ее рассказу «Теория и практика сбора груш». Вот небольшой отрывок из этой щемящей сердце истории о юности и вкусе к жизни: «В перерывах мы, как две викторианские аристократки, могли пить чай из китайских чашек, принесенных из дома; а еще мы пили виски из фляги, которую я взяла у отца. Мы играли, смеялись, курили; работка была так себе, но на дворе стояло лето 1999 года, лето, когда нам было по 18 лет – быстротечное, пустоголовое, бесконечное лето на пороге жизни» (перевод И. Осиновской).

В этом году мероприятие проводится в третий раз. Итоги очередного конкурса будут торжественно подведены в июле.

(из архива «Как потратить»)

Читайте также