Как Chopard переживает период зрелости

«Мы уже в том status quo, что теперь от нас ожидают самой высокой планки часового искусства», – утверждает Карл-Фридрих Шойфеле, сопрезидент Chopard

В 1996 году Карл-Фридрих Шойфеле, сопрезидент швейцарской семейной часовой марки Chopard, решил вернуться к ее историческим корням и построил в городке Флёрье в кантоне Юра мануфактуру, специализирующуюся на производстве механических калибров L.U.C.

В прошлом году мануфактура уверенно отметила свое 20-летие: к этому моменту она заработала репутацию серьезного игрока индустрии. В интервью «Как потратить» 59-летний Карл-Фридрих подвел итоги деятельности своего детища, обозначил планы на будущее и рассказал, на каком еще поле для экспериментов он реализует свои амбиции.

Ровно 10 лет назад, когда вы отмечали первый большой юбилей мануфактуры, «Как потратить» встречался с вами для подведения итогов первого десятилетия ее истории. И вот минуло второе. Какую эволюцию за это время прошла мануфактура?

Карл-Фридрих Шойфеле Да уж, время летит. За этот срок мы подняли коллекцию сложных часов L.U.C на должный солидный уровень и развиваем ее дальше. Мы разработали в этой коллекции новое количество собственных мануфактурных калибров, и сегодня наше часовое семейство полноценно настолько, что, пожалуй, все наши первоначальные цели достигнуты. Но 20 лет – это возраст, в котором вы становитесь довольно зрелым, однако перед вами стоят еще многие интересные цели.

В коллекции L.U.C уже представлены практически все возможные часовые усложнения – минутный репетир L.U.C Full Strike, вечный календарь L.U.C Perpetual T, концепт-часы L.U.C Engine One T. Чего в этой коллекции еще не хватает?

К.-Ф.Ш. С одной стороны, в ней все еще отсутствуют более сфокусированные усложнения, которые я хотел бы воплотить в реальность, с другой – нужно развивать дальше те, что уже имеются. Например, наш калибр L.U.C 01.06-L, представленный в 2012 году и ставший первым в мире механизмом с высокочастотным спуском, сертифицированным как хронометр COSC (Swiss Official Chronometer Testing Institute. – Прим. ед.). Частота его вибраций составляет 57600 вибраций в час, или 8 Гц, и думаю, что здесь еще есть, над чем поработать.

Сегодня в нашем семействе 11 калибров, и к концу нынешнего года мы представим еще один новый автоматический калибр специально для женщин. А после нашего минутного репетира L.U.C Full Strike покажем еще один экстремальный калибр «по соседству». Словом, еще имеются некоторые опции, которые могут быть реализованы, и мы работаем над этим.

Касаются ли они процесса производства сложных механизмов? Пока оно не полностью самодостаточно…

К.-Ф.Ш. Верно, мы не производим наши сложные механизмы 100% автономно. Скажем, спирали и некоторые узлы для нас создают партнеры. Но мы сами делаем все ключевые элементы механизма и контролируем процесс. Я бы просто не затеял это предприятие 20 лет назад, не будучи уверенным в том, что постоянно держу все под контролем. К тому же мы непрестанно работаем над идеальной вертикальной интеграцией производства ради совершенного результата.

Кстати, цели нашего очередного пятилетнего плана постоянно сдвигаются вперед. Наблюдая за тем, как сегодня стремительно меняется мир вокруг, в том числе часовой, мы пересматриваем наши пятилетки каждые два-три года в соответствии с новыми разработками, с тем, что происходит в индустрии и на рынке. Сегодня просто необходимо постоянно следить за переменами вокруг, иначе можно отстать от конкурентов.

Каковы в целом мощности мануфактуры: cколько часов в год вы производите и какие планы на этот счет?

К.-Ф.Ш. У нас никогда не было цели выпускать, скажем, 20000 моделей L.U.C в год, они так и останутся в количестве 3500, и в следующие 5–10 лет мы, возможно, увеличим это количество до 6000 максимум – L.U.C остались эксклюзивными часами. Общее же количество производимых нами часов во всех коллекциях составляет 60000, и этого вполне достаточно.

Как вы балансируете между традициями часового мастерства и новыми технологиями в индустрии, все же Сhopard скорее классический часовой бренд традиционных ценностей?

К.-Ф.Ш. Я бы сказал, что новые технологии представлены скорее не в наших часах, а в их производстве – в методах и способах, которыми они создаются. Это необязательно видимые, визуальные вещи, и в наших часах они и не должны быть таковыми.

Помнится, 10 лет назад вы говорили, что в самом начале мануфактурного производства часов Chopard слышались скептические голоса на этот счет. Смолкли ли они сегодня окончательно?

К.-Ф.Ш. С определенностью могу утверждать: за эти годы мы продемонстрировали серьезный подход к часовому производству и наши широкие возможности, которые многие оценили по достоинству. И мы уже в том status quo, что нам не нужно доказывать свою состоятельность снова и снова. От нас уже ожидают самой высокой планки часового искусства. И мы определенно принадлежим к клубу избранных высококлассных часовщиков. Это не мои личные слова, я лишь сейчас произношу то, что говорят о нас самые авторитетные специалисты.

Я не загадывал и не планировал всего того достойного, что мы достигли за 20 лет. Но когда ты встаешь на амбициозный интересный путь, то сам и вся твоя команда заряжаетесь энтузиазмом от любых своих достижений на этом пути и двигаетесь дальше.

Коллекции Chopard гармонично балансируют между grand complications в коллекции L.U.C, женскими часами Happy Diamonds и Imperiale и довольно большим количеством спортивных часов в cобрании Classic Racing: Mille Miglia, Superfast и Grand Prix de Monaco Historique. Кстати, не многовато ли?

К.-Ф.Ш. Вот сейчас мы как раз в процессе анализа данного вопроса, который уже задали сами себе! Конечно, так выражаются мои собственные две главные страсти в жизни – часовые усложнения и мир автомобилей, скоростей и гонок, а в последнем столько интересных событий и возможностей их отразить! Отсюда и такое количество часовых линий, связанных с автомобильным миром. Но нельзя сказать, что мои страсти не разделяют поклонники нашего бренда и эти часы не востребованы. Тем не менее я думаю сейчас об оптимизации часового семейства.

Запуск нового дочернего часового бренда Chronometrie Ferdinand Berthoud в прошлом году, по-видимому, также ваша страсть...

К.-Ф.Ш. Это нишевый бренд и таковым останется. У него всего семь точек продаж по всему миру, и больше не нужно. Реакция на эту возрожденную марку была весьма позитивной, но мы говорим о количестве 20 или чуть больше часов в год. Это ультимативная идея нишевого бренда, и я бы не хотел ничего в ней менять! Но Chronométrie Ferdinand Berthoud позволяет мне создавать некие часовые конструкции, которые никак «не ложатся» на идею L.U.C. Но если посмотреть на конструкции самого Фердинана Берту, крупнейшего конструктора часов и теоретика механики, то в их стандартах заключены большие возможности, чтобы представлять исключительные калибры за гранью определенных представлений о них. Так что данный бренд – это поле для моих часовых экспериментов.

Очевидно, что вы полностью занимаетесь коллекцией L.U.C и спортивными часами, а как обстоит дело с женскими часовыми коллекциями, насколько вы вовлечены в их создание и насколько доверяете в этом вопросе Каролине?

К.-Ф.Ш. Над этим проектом Каролина работает в тандеме с моей женой Кристин, которая знает Chopard не хуже меня. Но я внимательно и придирчиво наблюдаю за тем, что происходит в женском департаменте, и всегда высказываю свое мнение. Впрочем, и Каролина, и Кристин всегда сами спрашивают, что я думаю по тому или иному поводу. Мы вполне креативны в этом направлении и делаем хорошую работу, о чем говорит тот факт, что некоторые бренды внимательно наблюдают за нашими женскими коллекциями.

Сколько часов в вашей личной коллекции и как вы выбираете, какие надеть сегодня?

К.-Ф.Ш. Несколько десятков, и я выбираю их по настроению или по необходимости, скажем когда нужна функция времени во втором часовом поясе. Или ношу нечто особенное, вот сейчас у меня на запястье хронограф L.U.C, который мы создали для сообщества PuristS. Его представители хотели иметь подчеркнуто простой хронограф из стали, с ручным подзаводом и без окошка даты. И мне понравилась самому эта идея, я оставил одну такую модель себе. В большинстве случаев я, конечно, ношу на запястье какие-то прототипы часов, над которыми мы сейчас работаем. Или же какую-то модель, которая прошла очень сложный процесс восстановления и реставрации, и я тестирую часы на себе, прежде чем мы отошлем их клиенту. Словом, если внимательно смотреть на мое запястье, можно увидеть много интересного!

Читайте также