Идеальное рабочее место: какое оно?
в так называемых open space
В России, как показывают опросы, число противников работы на виду у всех, то есть в помещениях с открытой планировкой, продолжает расти.
В так называемых open space (открытое пространство – пер. с англ.) не хотят находиться почти 60% сотрудников, а еще около 30% согласны на такой вариант только при наличии перегородок между соседями, показал недавний опрос аналитического центра «Альфастрахование». В открытых пространствах очень высокий уровень шума и полное отсутствие личного пространства, жалуются практически все респонденты.
Увы, уединение – тоже не вариант. Более половины участников опроса компании Regus заявили, что не любят работать в закрытых пространствах из-за неприятных ощущений, вплоть до клаустрофобии.
Но самое интересное, что и о работе вне офиса мечтают далеко не все! У россиян, которые трудятся дома, часто портятся отношения с семьей, показывают исследования Высшей школы экономики. Члены семей нередко считают: раз человек сидит дома, значит, бездельничает – и пытаются загрузить его другими делами. Если это им удается, у сотрудника появляются проблемы на работе, а если нет – возникают ссоры с близкими.
Получается, терпеть офисную обстановку невозможно, но без нее не обойтись. Как быть? К счастью, выход есть.
Офис особого назначения
Настроения российских офисных работников вряд ли большая новость для специалистов по кадрам и экспертов по офисному дизайну. С этим сталкиваются во всех странах с развитой экономикой.
В среднем в Европе, США и Азии только половина сотрудников довольна условиями труда в офисе, показало международное исследование, проведенное компанией JLL. Его выводы сделаны на основе опроса топ-менеджмента 40 корпораций и анонимного анкетирования более 7000 сотрудников компаний в 12 странах.
Чего же не хватает офисным клеркам? Возможности не причислять себя к ним!
Трудоголиков, готовых положить свою жизнь на алтарь карьеры, стало гораздо меньше, чем еще десять лет назад, отмечает Harvard Business Review. Вернее, успешные профессионалы по-прежнему работают много – около трети высокооплачиваемых менеджеров в США трудятся более 60 часов в неделю – просто эта работа, как это ни парадоксально, все меньше похожа на работу, как ее привыкли понимать – с многочасовым сидением за столом.
Сейчас на первое место для работодателей выходит борьба за таланты и процесс организации труда, а значит, и внешний вид офисов меняется, рассуждают специалисты. Люди хотят чувствовать себя на работе счастливыми – и прямо об этом говорят.
Примечательно, что почти 90% участников исследования JLL поддержали идею найма штатного специалиста, отвечающего за удовлетворенность коллектива, так называемого Chief Happiness Officer.
Дальше в списке важнейших составляющих идеального места для работы оказалась возможность получить признание (этого хотят около 60% респондентов), пройти персональные тренинги (54%) и раскрыть свою креативность (53%).
В итоге почти половина участников опроса заявила, что при выборе нового места работы отдаст предпочтение не крупной корпорации, а креативному стартапу с яркой бизнес-культурой. А такой компании, естественно, полагается необычный офис.
Крупные корпорации такие настроения учитывают и, пользуясь своими ресурсами, стараются дать фору стартапам по креативности офисов. Взять хотя бы новую штаб-квартиру корпорации Amazon в Сиэтле. Под тремя стеклянными куполами, обошедшимися заказчику, по подсчетам Bloomberg, в $4 млрд, скрыт настоящий тропический лес из 40 видов растений и система по созданию микроклимата «вечного рая» с круглогодичной температурой 22 °С и влажностью 60%. Сотрудники Amazon при желании могут работать в зоне отдыха на шезлонгах, под сенью пальм.
За последние тридцать лет бизнес в США и Европе прошел путь от традиционной кабинетной рассадки до open space в первую очередь из-за соображений экономии на аренде, считает Павел Якимчук, руководитель направления внутренней отделки помещений СBRE.
И в Европе, и в России все больше компаний применяют гибкий подход к организации рабочего места, предусматривают нефиксированные рабочие места и возможность для сотрудников часть работы выполнять из дома, напоминает он. И это отражается на том, как проектируются и выглядят современные офисы.
Открытый и непостоянный
Слухи о смерти open space сильно преувеличены, для многих видов бизнеса и организации он остается наиболее эффективным и удобным форматом офиса, говорит Денис Соколов, партнер, руководитель департамента исследований и аналитики по Восточной Европе компании Cushman & Wakefield.
Это доказывает и тот факт, что во всех офисах, признанных победителями премии Best Office Awards 2017, много открытого пространства. Но хороши они, конечно, не только этим.
Экскурсия по территории победителей иллюстрирует по-настоящему модные тенденции в обустройстве офисов – это наполненные светом разноуровневые «аквариумы» архитектурного бюро Kleinewelt Architekten, зоны отдыха с мягкими креслами-пуфами в офисах Mars, «Медиа альянса» и Adidas, гамаки в офисе Avito. И везде очень много воздуха.
Лучшие работодатели во всем мире начинают увеличивать количество квадратных метров, отведенных на каждого сотрудника в офисе, говорится в докладе компании Ted Moudis Associates, проанализировавшей проекты офисов общей площадью более 200 000 кв. м.
Интересно, что происходит это не за счет расширения рабочих мест. Компании делают больше сервисных зон и помещений свободного назначения, чтобы у сотрудников был выбор – работать в кафе, помещении для отдыха или, например, зимнем саду, следует из доклада Workplace Report 2017 года.
Между тем многим постоянное место уже совсем не нужно. 42% участника исследования JLL выразили готовность отказаться от персонального стола в пользу незакрепленных рабочих мест. Менять обстановку они и так привыкли: как показало исследование, треть времени в офисе сотрудники проводят не у своего рабочего места, а у коллег, в переговорных и так далее.
«Главная мировая тенденция – это, конечно, гибридные пространства, в том числе коворкинги», – резюмирует Соколов из Cushman & Wakefield. И это не только для мелкого бизнеса.
С экономической точки зрения прелесть коворкингов в том, что арендатор не берет на себя долгосрочные обязательства – срок аренды исчисляется месяцами, а не годами, объясняет он. Например, в Великобритании срок аренды в коворкинге составляет 1 месяц, но средний срок пребывания – 2 года.
Операторы коворкинга любят размещаться в известных и заметных зданиях, привлекая арендаторов какой-то идеей, продолжает Соколов.
По сути, такая идея да еще отличный беспроводной интернет – вот и все, что требуется для офиса нового типа. И в странах с большой долей сотрудников «на удаленке» такие офисы начинают теснить безликие корпоративные штаб-квартиры.
Доля сотрудников, работающих удаленно, продолжает расти во всем мире, показывают данные Международной организации труда. В Японии и США уже почти 40% трудоспособного населения работает вне офисов.
В России таких работников пока не более 2%, но, несомненно, их доля будет расти, считают в Высшей школе экономики.
Идейный офис
Тот факт, что Элли Лайтфут – атеистка, делает ее выбор еще более любопытным. Журналист-фрилансер, она готовит свои материалы... в помещении протестантской церкви Святой Лидии в Бруклине. За ежемесячную плату $300 она без ограничений потребляет кофе, вайфай и закуски за столиком, расположенным неподалеку от позолоченного, уставленного свечами алтаря.
Лайтфут говорит, что выбирала коворкинг в Святой Лидии потому, что это недалеко от дома и дешево, но осталась там ради людей. «Они такие гостеприимные и вежливые», – восхищается она теми, кто делит с ней рабочее пространство.
Боб Волленбург, пастор Святой Лидии, говорит, что главная цель организации коворкинга в здании церкви – создать место, где могли бы общаться жители окрестных домов. «Здесь царит ободряющая атмосфера», – не скрывает он своей гордости.
Но вторая – и главная – причина, по которой упомянутая выше церковь открыла коворкинг, заключается в том, что дополнительный доход помогает ей оплачивать аренду помещения. Иными словами, если вам нужно интересное место, чтобы посидеть за ноутбуком, то Нью-Йорк – это ваш город, иронизируют журналисты из Wall Street Journal (WSJ).
Из-за высоких расценок на аренду практически все маленькие предприятия с большими расходами ищут способ монетизировать свободное пространство. У большинства крупных сетевых игроков коворкинги, как и гостиницы, похожи один на другой как две капли воды, и на этом фоне «малыши» стараются выделиться своей уникальностью.
Правда, французский предприниматель Кристоф Гарнье говорит, что он вообще не собирался как-то выделяться, когда в 2013 году запускал Spark Labs, коворкинг около Юнион-сквер, одной из главных площадей Манхэттена (США).
Однако, как бы то ни было, именно благодаря полезным знакомствам Гарнье совсем скоро костяк его клиентов составили европейские «технари», стремящиеся начать бизнес в США. Сегодня ежемесячный членский взнос в Spark Labs стартует с $350 и включает в себя открытие счета в банках США, иммиграционную и визовую поддержку, юридические консультации и доступ к сети из предпринимателей, помогающих адаптировать бизнес в США.
Сам же Гарнье открыл в 2016 году свой второй коворкинг около Брайант-парка, еще одного популярного места на Манхэттене, и говорит, что очень рад своей узкой специализации.
А бывший публицист Дебора Энджел из Саут-Оринджа, городка в Нью-Джерси, ждала своего третьего ребенка, когда ей пришла в голову идея объединить коворкинг и детский сад.
Теперь родители, которые пользуются услугами ее предприятия Work and Play оставляют малышей в детском садике на первом этаже и поднимаются наверх, чтобы поработать. «Мы сделали отличную звукоизоляцию между этажами», – замечает Энджел.
Но дело даже не в этом, говорит Амбрин Али, чья двухлетняя дочка играет в садике. Еще больше ей нравится общество родителей, способных выкроить время на фриланс. «Это все равно что группа поддержки вокруг вас», – говорит Али.
WSJ приводит еще один удачный пример из этой области: коворкинг A/D/O в Бруклине, созданный для дизайнеров. За ежемесячную плату $600 его участники получают доступ к необходимому оборудованию, включающему 3D-принтеры, лазерные резаки и гравировальные станки. Есть здесь и чистые холсты для воплощения визуальных фантазий.
А вот свободных мест уже нет, и A/D/O ищет новое помещение, чтобы предоставить рабочее место для тех 50 человек, кто сейчас записан в очередь.
Но не все идеи для офисов нового типа оказываются удачными. Например, Дженифер Джонс попробовала устроить коворкинг в своей йога-студии в Гринпойнте, творческом районе Бруклина. Ежемесячная плата $350 включала безлимитные уроки йоги.
Но оказалось, что ее ученики отнюдь не рады возможности работать там, куда они стремились, чтобы отдохнуть от работы. Однако Джонс не сдается: она считает, что остается много возможностей поэкспериментировать с тем, как людям хотелось бы работать.
Есть и другие, не менее впечатляющие истории, поражающие уже своей масштабностью: к примеру, гигант коворкинга WeWork, в сеть которого входит 42 объекта в Нью-Йорке, «потратил так много денег на маркетинг, что убил всех конкурентов, кто был в мейнстриме». И теперь только нишевые предприятия могут с ним соперничать.
Как показывает отчетность Deskmag, убыточными оказываются коворкинги, в которых меньше 50 членов. Способ выжить один: решите, кто будет целевой аудиторией, и привлекайте ее, советуют создатели успешных проектов «нишевого» коворкинга.
Правда, в России этот тренд пока еще не обрел последователей. «Офис как услуга» или «коворкинг как сервис» популярны в мире, но пока это новое явление для нашей страны, признают эксперты.
А значит, предсказать, каким станет офис вашей мечты в условиях суровой отечественной действительности, пока весьма проблематично.