Неспящие в Ле-Брассю: интервью с гендиректором Audemars Piguet

Под руководством Франсуа-Анри Беннамиаса компания удвоила выручку, не увеличивая производство и цены

Франсуа-Анри Беннамиаса сложилась уникальная карьера, тем более для швейцарской часовой индустрии, где менеджеры с легкостью переходят из одной компании в другую.

Беннамиас с 1996 года работает на одну марку, Audemars Piguet, прошел все ступени управленческой лестницы и в 2013 году возглавил эту семейную компанию в должности гендиректора (де-факто Беннамиас руководил Audemars Piguet с лета 2012 года).

И под его руководством доход компании за шесть лет удвоился; по итогам 2018 года Audemars Piguet должна войти в избранный клуб часовых брендов с продажами более 1 млрд швейцарских франков, прогнозирует Беннамиас. Такого результата компания смогла добиться, не увеличивая производство – оно все эти годы остается на отметке 40 000 часов – и не поднимая цену.

Вы уже более 20 лет работаете в одной компании – Audemars Piguet, что очень нетипично для менеджеров в швейцарской часовой индустрии. Почему?

Франсуа-Анри Беннамиас Просто я счастлив быть там, где я есть.

На ваш взгляд, каковы плюсы и минусы работы в семейной компании по сравнению с работой в большой группе?

Ф.-А.Б. Тот факт, что мы работаем в семейной компании, сегодня становится еще более важным. Поскольку мы можем принимать решения быстрее.

Нам не нужно проходить согласования на бесчисленных комитетах. И в результате мы за последние шесть лет добились весьма впечатляющих успехов: каждый следующий год у нас оказывался лучше предыдущего, и за эти шесть лет мы почти удвоили продажи.

Какие у вас горизонты планирования?

Ф.-А.Б. 5–10 лет. Но если вы меня спросите, что мы будем делать в 2025 году, я отвечу вам, что это будет год нашего 150-летия и мы уже знаем, каким заявлением в сфере часов мы его хотим отметить. Но помимо этого [мы планируем на 2025 год пока] не так много.

Под «заявлением в сфере часов» вы имеете в виду какие-то особые часы, может быть, сверхсложные?

Ф.-А.Б. Гораздо больше, чем это. [Часы] – это было бы слишком просто. (Смеется.)

Audemars Piguet – один из немногих часовых брендов, который последние шесть лет неизменно демонстрирует положительную динамику. В чем ваш секрет?

Ф.-А.Б. В 2017 году мы выросли на 12%. В деньгах. Производство в штуках остается неизменным – 40 000 часов в год. Этот 12-процентный рост привел нас очень близко к отметке продаж в 1 млрд швейцарских франков в год. В 2016 году продажи были 900 млн франков.

Вы мечтаете преодолеть отметку 1 млрд франков в этом году?

Ф.-А.Б. Это результат нашего развития. Для нас это ничего не меняет, но вы, журналисты, хотите знать цифры – и я даю вам цифры. В 2011 году продажи были чуть больше 500 млн франков. В 2017 году – почти 1 млрд франков. В этом году мы преодолеем эту отметку.

...И войдете в избранный клуб из шести брендов, продажи которых превышают 1 млрд франков…

Ф.-А.Б. Я думаю, их было шесть, потом один выпал из вагона, но, может быть, вернется – их цифр я не знаю. Это Rolex, Omega, Cartier, Patek Philippe, Longines. И Tissot – не знаю, вернулся он уже к отметке 1 млрд или нет. Следующим [брендом-миллиардером] будем мы.

За счет чего растут продажи Audemars Piguet, если вы не увеличиваете ни производство, ни цены?

Ф.-А.Б. Давайте округлим цифры. Розничная цена часов – 100. Вы ритейлер. Я продаю вам эти часы за 50, а вы продаете их за 100. Моя прибыль – только 50. Но если я продам те же самые часы не ритейлеру, а в своем собственном бутике, моя прибыль составит 100. И это то, что мы делаем каждый год: мы не увеличиваем производство, не увеличиваем цены, но увеличиваем долю часов, продаваемых в наших собственных магазинах. Сейчас пропорция продаж между ритейлерами и нашими собственными магазинами – почти 50/50.

В мае 2017 года вы говорили Journal Haute Horlogerie: «В 2011 году 540 магазинов продавали наши часы, сейчас – 320. Цель – 250».

Ф.-А.Б. На конец прошлого года их стало 250.

Будете снижать это число и дальше? До какой отметки?

Ф.-А.Б. Будем. Где-то до 170.

Вы также говорили этому изданию: «Есть 30–40 млн потенциальных покупателей швейцарских люксовых часов». Вы уверены, что по мере взросления поколений и появления новых технологий на земле по-прежнему будут 30–40 млн покупателей люксовых часов?

Ф.-А.Б. На земле уже живут больше 8 млрд человек. При этом все сходятся на том, что потребители люкса составляют 1% от общего населения планеты. А 1% – это 80 млн человек. 40 млн человек – это 0,5% населения. Даже с учетом новых поколений, 0,5% – это очень релевантная оценка. А годовое производство часов высшего уровня в Швейцарии – 500 000–600 000 штук.

В последние два года мы отметили небывалый приток новых молодых клиентов, которых у нас не было раньше, – в возрасте 16–20 лет. Они хотят Audemars Piguet. Что очень хорошая новость для нас: это значит, что мы остаемся релевантными и для молодежи.

Уникальные ювелирные часы – с десятками каратов бриллиантов и ценой сотни тысяч франков, – которые вы представляете каждый год, находят своих покупателей?

Ф.-А.Б. Каждый год, когда мы представляем такие часы, мы продаем 2-3 экземпляра. В этом году мы представили Baguette Diamond Concept, ценою 425 000 швейцарских франков. До выставки мы решили сделать пять таких часов. Но только за три дня работы SIHH получили заказы на 29 штук! Нет, 29 экземпляров таких часов мы делать не будем, но спрос поражает.

Революционный механизм минутного репетира из часов Royal Oak Concept RD#1 пошел в серийное производство?

Ф.-А.Б. Да, мы используем его в различных моделях. Совокупно выпускаем около 100 часов в год.

Вы видите потенциал марки Audemars Piguet на рынке ювелирных изделий?

Ф.-А.Б. Да. Они появятся.

Когда – к 150-летию?

Ф.-А.Б. Что вы – раньше! Мы не спим. (Смеется.)

У Audemars Piguet был четырехзвездочный отель в Ле-Брассю, вы его снесли и начали строить пятизвездочный. Когда будет готов?

Ф.-А.Б. В начале 2020 года. Мы слегка отстаем от графика: после сноса старого отеля нужно было тщательно очистить территорию, так что мы отстали на 3–4 месяца.

Вы уверены, что отель такого уровня будет загружен?

Ф.-А.Б. Во-первых, все больше клиентов хотят приехать к нам в штаб-квартиру. Во-вторых, это отель не на 400, а всего лишь на 50 номеров. И в-третьих, это отель не только для Audemars Piguet, но и для других часовых компаний, базирующихся в долине Жу. Все будет хорошо.

Вы будете сами управлять отелем или отдадите профессиональной компании?

Ф.-А.Б. Это еще не решено.

Читайте также