Рекорды на воде: ключевые открытия сезона

Интервью с основателем компании West Nautical Андреем Ломакиным

Яхты всегда ассоциировались со спортом, соревнованиями и рекордами. Начиналось все с битв скоростей между чайными клиперами. Потом люди перебрались с романтичных парусных яхт на мощные моторные. Однако дух соревнования из мира яхт не исчез, а скорее усилился. Основатель компании West Nautical Андрей Ломакин – один из ведущих экспертов в области суперъяхт. Он и рассказал «Как потратить» о духе соревнования в мире яхт, о том, как он видоизменяется со временем и что теперь можно считать рекордом.

Если говорить о тенденциях на яхтенном рынке, то битва больших размеров продолжается?

Андрей Ломакин Конечно, еще как! Большой сегмент – от 40 м – во время кризиса практически не пострадал. Количество спускаемых яхт выше 75 м длиной только выросло. Если раньше их было восемь в год, то после кризиса цифры стали доходить до 18–20.

Какие яхты будут приковывать взгляды в мировых маринах и на якорных стоянках этим летом?

А.Л. Могу предположить, что это будут новые гиганты – Project Shu верфи Luerssen и Project 1007 голландской верфи Feadship. Первая станет одним из самых больших проектов, которые готовятся к спуску в Германии, длина этой 5-палубной яхты составит 135 м. Вторая окажется среди самых внушительных по размерам лодок, когда-либо построенных в Нидерландах. Несмотря на то что 2018 год богат на яркие новинки, самой большой и приковывающей взоры яхтой по-прежнему остается Dilbar (156 m) верфи Luerssen. Она была спущена на воду в 2016 году и базируется в порту Антиб. Именно там располагается один из наших офисов.

В преддверии нового сезона как бы вы охарактеризовали основные тренды в индустрии суперъяхт?

А.Л. На мой взгляд, главный тренд состоит в том, что проекты становятся более смелыми с точки зрения дизайна. Если раньше в чести были классические линии и пропорции, то сейчас и дизайнеры, и их клиенты действуют смелее, что можно считать большим достижением для консервативного яхтенного мира.

Вторая тенденция – строительство яхт на основе платформ. 10–15 лет тому назад 50-метровые яхты создавались по индивидуальному заказу, сейчас даже 70–80-метровые яхты строятся по типовому проекту.

И наконец, третья тенденция – наступление гибридов и дизель-электрика. Пока робкое, но оно ощущается довольно заметно. В 2013 году верфь Palumbo построила 42-метровый гибрид, а сейчас Sanlorenzo строит 26-, 44- и 52-метровые яхты с дизель-электрическими силовыми установками.

В начале сезона-2018 в Европе прошли крупные выставки чартерного флота. Что интересного вы смогли заметить?

А.Л. Эти выставки являются важнейшими событиями чартерного рынка, которые обязаны посетить все брокеры-профессионалы, чтобы потом уверенно рассказывать клиентам о новинках, увиденных собственными глазами.

На MYBA в Барселоне было представлено более 55 суперъяхт. Пожалуй, самая яркая – Alfa Nero (82 m, Oceanco, 2007). Ее владельцами сейчас являются знаменитые Джей Зи и Бейонсе, они часто используют ее для отдыха с детьми. В 2017-м Alfa Nero прошла полный рефит и сейчас находится в идеальном состоянии.

Также внимания заслуживает Deja Too (52 m, Amels, 2003). Именно ее мы недавно сдали в чартер нашему клиенту, и он оценил идеальное состояние яхты (накануне она прошла значительный рефит).

Не могу не рассказать об еще одной интересной выставке – Mediterranean Yacht Show (MEDYS), прошедшей в греческом Нафплионе. Это крупнейшее чартерное яхт-шоу восточного Средиземноморья. На нем в этом году мы выставляли яхту Mercury (50 m, Amels, 2001). Очень много брокеров ее посетили и оценили по достоинству. Уверен, что она будет радовать клиентов во время круизов по восточному Средиземноморью.

Palma International Boat Show, которое проходит в апреле – мае в Пальма-де-Майорке, нацелено на небольшие и парусные суда. Здесь мы показали брокерам парусную яхту Relativity (17 m, Hanse, 2015), которая отлично подходит для круизов по Балеарским островам.

Как, по-вашему, изменился яхтенный рынок за последний год? Какие факторы повлияли на эти изменения?

А.Л. На мой взгляд, самое заметное качественное изменение – рост популярности дизель-электрических установок, потребляющих ощутимо меньше топлива. Если говорить о преимуществах, то это, конечно, более низкие уровни шума и вибрации. Минус, с которым весь мир сейчас борется, пытаясь перевести автомобильную промышленность на электрические «рельсы», – это стоимость батарей, срок их службы и стоимость их замены. Сейчас и то и другое уже достаточно приемлемо, что позволяет почувствовать экономический смысл владения яхтой с такой установкой.

В размере 50–60 футов такие установки пока не предлагаются, но, когда мы говорим о 80–100 футах, где это работает, наверное, сегодня каждый 10-й клиент обращается с подобным запросом на дизель-электрическую платформу. Люди начинают всерьез думать об этом. На сегодняшний день у нас ведутся переговоры с одним клиентом – речь идет о покупке одной из моделей итальянской верфи Sanlorenzo. Это будет либо SL 86, либо новая модель SL 92, которая будет представлена в следующем году во время Каннской выставки.

В чем отличие West Nautical от других международных брокерских компаний?

А.Л. Раньше яхтенные компании назывались брокерскими домами и самым большим показателем успеха было количество брокеров или количество сделок. Постепенно эта идеология уходит в прошлое, ведь сегодня клиенты – особенно состоятельные – уже не желают, чтобы им что-то просто продали, они хотят получить сервис и заботу об их отдыхе.

Мы решили не гнаться за достижениями прошлого, а переосмыслили опыт и решили идти на собственные рекорды. В нашей компании работают не брокеры, а клиентские менеджеры. И если к нам обращается клиент, то менеджер начинает вести этого клиента. Предположим, сегодня ему нужно подобрать яхту для чартера, завтра – проект для строительства, послезавтра – вести проект, далее – сдавать готовую лодку в чартер.

У нас много высококлассных экспертов. Например, два специалиста со званием капитана первого ранга Британского флота. Или инженер класса А1 для яхт более 3000 регистровых тонн, а это далеко за 80 м. Есть человек, который уже 50 лет строит яхты – представляете, какие знания и опыт он накопил? Есть несколько специалистов по чартеру, которые знают судно изнутри. Не просто, какого цвета на нем дерево, но и какая команда, насколько требовательный капитан, насколько хорошо готовит шеф-повар.

С какими международными верфями работаете? Какие крупные проекты уже реализованы?

А.Л. Мы участвовали в строительстве яхт от 30 до 80 м. В частности, построили три судна на голландской верфи Mulder, в свое время серьезно изменив стратегию развития этой верфи и задав новый вектор. Завершали 55-метровый проект на верфи Amels. Исторически работаем с британской компанией Sunseeker. С 2011 года сотрудничаем с итальянской верфью Sanlorenzo, построили на ней четыре стальные яхты от 40 до 52 м длиной.

Сейчас заканчиваем два проекта, которые должны быть переданы владельцам летом этого года. Это 40-метровая Sunseeker и 52-метровая Sanlorenzo. Также у нас сейчас в переговорах проекты по строительству яхт от 40 до 90 м.

52-метровой Sanlorenzo является яхта KD, показанная на Sanlorenzo Elite Days в мае этого года? Расскажите о ней.

А.Л. Нам повезло, у нас был очень требовательный и знающий заказчик. Он потребовал от нас держать в общей сложности три человека на верфи во время всего строительства яхты, плюс мы параллельно подключали несколько дополнительных специалистов.

Результат оправдал все ожидания. Именно по этой лодке два международных сюрвейера независимо друг от друга подтвердили, что качество инженерной части яхты и корпуса, построенного на Sanlorenzo, полностью сравнялось с голландским, – а это очень серьезная заявка! Кроме того, яхта KD – самая тихая из тех, что когда-либо производились верфью Sanlorenzo. Так что здесь мы можем похвастаться двумя рекордами!

А что такое Elite Days, где была презентована KD?

А.Л. Elite Days – традиционный праздник на верфи Sanlorenzo, который в этом году имел особенное значение, так как верфь отмечала 60-летний юбилей. Как мы знаем, яхтенный мир, как и весь остальной, подвержен влиянию экономических законов, многие верфи появляются и исчезают. Несколько лет назад верфь Sealine пережила банкротство, в этом году встали верфи Bavaria и Oyster. До круг­лой даты доходит очень мало заводов, а дожить до 60 лет – реально большая победа. Так что это еще один рекорд, и мы рады, что имеем к нему некоторое отношение.

Читайте также