Деньги на колесах: стоит ли инвестировать в ретромобили?

На вопрос отвечает Винсент ван дер Винне, автор книги «Инвестиции в автомобили»

B 2000 году на аукционах были проданы двадцать классических автомобилей, каждый более чем за миллион долларов. В 2011 году число таких машин выросло до шестидесяти, а в 2015-м их было уже 230. В том же 2011 году в десятку самых дорогих аукционных машин входили транспортные средства не дешевле $4 млн. В 2015 году эта цифра составила $10 млн.

Статистика показывает, что за последние 35 лет цены на классику значительно выросли. Особенно это касается спорткаров 1950-1960-х годов выпуска, главным образом Aston Martin, Mercedes-Benz и Ferrari. Так, с 1980 года Aston Martin DB4 и DB5 подорожали примерно в сорок раз. Другие модели, например DB4 и DB5 в версии кабриолет, за тот же период стали примерно в семьдесят раз дороже. Цена Mercedes-Benz 300 SL Gullwing и Roadster за эти годы выросла в сорок раз: в 1980 году Gullwing можно было купить на аукционе за $40 000, в 2015-м — уже за $1,6 млн.

Самой популярной классикой являются Ferrari. В 1980 году Ferrari 250 GT Lusso можно было купить за $35 000, в 2000-м цена этой модели в той же компоновке составляла чуть меньше $200 000, а сегодня аукционные цены на нее взлетели до двух и более миллионов долларов США. Стоимость других моделей, таких как 250 SWB Berlinetta, поднялась против уровня 1980 года еще больше — почти в 150 раз.

Рост цен на спорткары 1950-1960-х годов выпуска привел к подорожанию и других машин. Поскольку классические Ferrari оказались недоступны большинству любителей автомобильной старины, им нужна была какая-то замена. Она нашлась в лице менее популярных моделей Ferrari, которые, как и следовало ожидать, тоже подскочили в цене. В качестве примера можно привести Ferrari 250 GT Boano Coupe и 250 GTE.

Аналогичная ситуация наблюдалась с Aston Martin и Mercedes. Наибольший интерес вызывали модели DBS и V8. А вот Mercedes-Benz 190 SL подорожал главным образом потому, что более мощный 300 SL Roadster часто продавался дороже $1 млн. В итоге рост цен на 190 SL привел к повышению спроса на 230 SL и 280 SL. Покупатели не ограничивались поиском альтернативы среди моделей того же бренда, а стали присматриваться к спорткарам других марок. Это объясняет, почему Alfa Romeo и Maserati 1950-1960-х годов тоже подорожали.

В последние годы классические автомобили приобретают не только фанаты, но и инвесторы. Из-за политики центробанков Европы и США банковский процент невелик, что заставляет людей искать иные способы получения дохода на свой капитал. Тот факт, что эти инвесторы интересуются не только акциями, но и другими инвестиционными инструментами, объясняется частично биржевыми показателями, частично ростом цен на классические машины. За 35 с лишним лет вложения в классические авто превзошли по доходности инвестиции в рынок ценных бумаг. В качестве примера можно привести фондовые биржи Франкфурта (DAX), Лондона (FTSE-100) и Нью-Йорка (Dow Jones). За последние 35 лет фондовый индекс Германии DAX вырос с 480 пунктов в конце 1980 года до 10 740 пунктов в конце 2015-го, то есть более чем в двадцать раз, а с 2000 года он почти удвоился.

Показатели Лондонской фондовой биржи были чуть хуже. Так, например, в конце 1985 года индекс FTSE-100 едва превышал 1400 пунктов, а в конце 2015-го уже достиг 6240 пунктов, то есть вырос примерно в пять раз, а вот по сравнению с концом 2000 года практически не изменился.

Поведение Dow Jones Industrial Average (промышленный индекс Доу-Джонса) напоминало динамику DAX. Он вырос с 960 пунктов в 1980 году до 17 400 пунктов в конце 2015-го, продемонстрировав пятикратное увеличение значений. То есть с 2000 года он, как и DAX, примерно удвоился. Цены на классические автомобили по сравнению с 1980 и даже с 2000 годом выросли куда значительнее. Хотя тут есть несколько моментов, заслуживающих отдельного внимания.

Люди, желающие инвестировать в ценные бумаги, могут купить, например, сто акций компании Apple. Однако невозможно инвестировать в часть, допустим, автомобиля Ferrari 250 GT Lusso, приобретя деталь зад­него моста (хотя можно вложиться в фонды, занимающиеся инвестициями в классические машины). Фондовые инвесторы могут распределить свой капитал, купив небольшое количество акций разных компаний. Те же, кто намерен вложить средства в классические автомобили, вынуждены приобретать транспортное средство целиком. В этом случае капитал будет вложен в один объект, его нельзя распределить.

Еще одно различие заключается в том, что все акции Apple на момент покупки стоят одинаково. Между тем автомобили одной модели в одинаковой комплектации могут существенно отличаться друг от друга: у них могут быть разные цвет, отделка, условия эксплуатации, состояние. То есть одна Ferrari F40 не будет на 100% похожа на другую Ferrari F40. И если какой-то автомобиль может быть продан за определенную сумму, это вовсе не значит, что другой образец той же модели позволит заработать столько же.

В случае с покупкой или продажей акций такой проблемы не возникает. Цена акций меняется с течением времени, но в определенный временной промежуток для всех акций Apple она едина.

Есть еще и третье различие. Так, акции можно моментально купить и продать. И не имеет значения, продажа заранее спланирована или же от акций приходится срочно избавляться под давлением обстоятельств. Продавец получит ту цену, какую акции имеют в момент продажи, независимо от привходящих факторов.

Классические автомобили приобретают не только фанаты, но и инвесторы. За 35 с лишним лет вложения в классические авто превзошли по доходности инвестиции в рынок ценных бумаг
Винсент ван дер Винне
автор книги «Инвестиции в автомобили» (2015)

Совершенно иная ситуация с классическими автомобилями. Момент продажи может оказать существенное влияние на цену. В случае если владелец вынужден срочно продавать машину, ее цена, скорее всего, окажется ниже, чем если бы у него было время найти покупателя, увлекающегося классическими авто и готового заплатить максимально возможные деньги. К тому же покупка автомобиля отнимает массу времени. Легко перемещать капитал, покупая и продавая акции. Быстро перемещать капитал, инвестированный в автомобили, невозможно (хотя сами автомобили могут двигаться с большой скоростью). Это требует времени.

С годами спрос изменился. На него влияют в том числе тип кузова, история автомобиля, его тираж. Важно также, находится ли автомобиль в первоначальном состоянии. Именно этими факторами объясняется, почему некоторые экземпляры пользуются более высоким спросом, чем остальные, и, следовательно, почему они уверенно продолжают дорожать.

За последние три года многие спорткары подорожали вдвое. В профессиональных кругах указывают, что в последнее время их стоимость увеличивается слишком быстро. Между тем цены на определенные модели замерли и даже с тех пор немного снизились. Похоже, рынок остановился перевести дух, хотя выдающиеся машины по-прежнему демонстрируют на аукционах рост цен. Можно ожидать, что цена на определенные модели будет расти и дальше.

Фото: AFP/East News