Кто повязал галстук-бабочку на «шею» Chevrolet

Легенда гласит, что источником вдохновения для создания эмблемы послужил… узор на обоях

Впрочем, и сама компания, продукцию которой американцы любовно называют Chevy, тоже в своем роде живая легенда. Не только из-за автомобилей, многие из которых становились хитами года и даже десятилетий, но и благодаря весьма необычным обстоятельствам появления на свет обладательницы знаменитой «бабочки» и присоединения Chevrolet к General Motors.

Основал Gеneral Motors в 1908 году тоже человек-легенда — Уильям Дюран. Продав свою фирму по выпуску конных колясок в городе Флинт, штат Мичиган, великий «объединитель моторов Америки» начал строить автомобильную империю с покупки мелких тогда фирм Buick и Oldsmobile. Спустя год к ним присоединились Cadillac и Oakland Motor Car (последняя через двадцать лет сменила название на всем известное Pontiac). И уже в 1911-м Дюран завершил составление «букета» будущих легендарных брендов, став совладельцем Chevrolet. Фактически — новорожденной: компании к тому времени не исполнилось и года!

По легенде, источником вдохновения для создания эмблемы послужил… узор на обоях

Потом были годы борьбы, изгнания и триумфального возвращения — Дюран вернулся в GM в 1916 году. И не просто вернулся, а с триумфом — как говорят в таких случаях, весь в белом. И уже при «бабочке»: на радиаторах автомобилей Chevrolet к тому времени уже красовалась золоченая эмблема, очень напоминающая мужской галстук-бабочку.

Споры о том, как возникла неизменная, продержавшаяся целый век эмблема автомобильной компании, не затихают на протяжении вот уже многих лет. Как и дискуссии на тему: с чем эта эмблема ассоциируется?

Самая популярная версия (она канонизирована в приуроченном к полувековому юбилею компании корпоративном издании «История Chevrolet», вышедшем в 1961 году) звучит так. Будто бы в конце 1913 года Уильям Дюран по делам был в Париже, где и увидел узор с повторяющимся галстуком-бабочкой на обоях гостиничного номера. И лаконичный символ, вызывающий неизбежные ассоциации с респектабельностью и «высоким стилем» (а с другой стороны, как сказано в той же книге, с «надежностью, экономичностью и качеством»), настолько понравился тогдашнему совладельцу Chevrolet, что он решил украсить этой эмблемой переднюю часть капота всех машин марки. А чтобы ненароком не забыть о пришедшей в голову креативной находке, будто бы даже пошел на порчу казенного имущества — оторвал кусочек обоев и увез его с собой в Америку.

По другой распространенной версии, стилизованный крест (в котором действительно при желании можно увидеть затянутый узлом галстук-бабочку) — это всего лишь… крест. Красующийся на национальном флаге Швейцарии — родины другого совладельца компании, чьей фамилией она и названа (Луи Шевроле родился накануне Рождества 1878 года в швейцарском городе Ла-Шо-де-Фон, расположенном в департаменте Невшатель).

Однако в 1986 году в другом корпоративном издании (Chevrolet Pro Management Magazine) было опубликовано интервью со вдовой Уильяма Дюрана, которая, несмотря на более чем преклонный возраст, хорошо помнила, как все обстояло на самом деле. В 1912 году она с мужем отдыхала на курорте Хот-Спрингс в штате Вирджиния. И там, а не в Париже Дюран действительно увидел «зацепившее» его стилизованное изображение — но не на обоях, а на одном из рекламных объявлений в газете. Правда, Кэтрин Дюран не могла вспомнить, реклама какой фирмы так заинтересовала ее супруга.

Дочь покойного автомагната Марджори Дюран в книге «Мой отец», написанной еще в конце 20-х годов, при жизни родителя, также вспомнила кое-что: «Как и в случае с эмблемой Buick, отец набросал эмблему на салфетке за столом во время ужина. По-моему, это было между супом и жареным цыпленком». Впрочем, что означал и откуда взялся галстук-бабочка, она, увы, тоже запамятовала.

Провал в памяти мамы и дочки постарался восстановить историк (и редактор еще одного корпоративного журнала компании — The Chevrolet Review) Кен Кауфман. Ему удалось отыскать заветный «прототип». Это было рекламное объявление в выходившей в Атланте газете Thе Constitution, в номере за 12 ноября 1911 года — со дня основания Chevrolet прошло всего девять дней! И там действительно имелся логотип в виде стилизованного галстука-бабочки, очень похожий на тот, что вскоре украсил автомобильные капоты. Принадлежал логотип компании Southern Compressed Coals, выпускавшей уголь для разжигания костров и каминов.

А в номере уже не провинциальной, а столичной газеты The Washington Post за 2 октября 1913 года появилась первая, вероятно, реклама Chevrolet — с новым логотипом. «Ищите везде эту фирменную табличку», — призывала реклама, указывая на тот самый галстук-бабочку, на котором красовалось название компании.

Кстати, последнее исчезло с галстука сравнительно недавно — в 1985 году, когда стартовала очередная рекламная кампания Chevrolet, проходившая под девизом «Сердцебиение Америки» (Heartbeat of America). К тому времени уже никому в Штатах — да и в мире — не нужно было объяснять, автомобили какой фирмы появляются в автосалонах, «одетые» элегантно, строго, по высшему разряду. И с непременным галстуком-бабочкой.

Фото: GM Media Archives; Topfoto / Fotodom.Ru