Своя верфь – хобби, «спортивный интерес» или полноценный бизнес?

Россияне со средствами не только активно инвестируют в покупку суперъяхт, но обзаводятся «плавбазами» в Европе

Один из наиболее ярких свежих примеров яхтенной «русификации» — сделка по продаже британской верфи Fairline бизнесменам из России. Financial Times узнала, что инвесторов зовут Александр Волов и Игорь Гляненко. По информации издания, они давно проживают в Англии и имеют опыт в кораблестроении.

Fairline – производитель компактных яхт, который появился на рынке в конце 60-х и заслужил славу крепкого игрока. К середине 2000-х компания, основанная в 100 км от Лондона, построила более 12 000 моторных лодок. Они пользовались популярностью как в теплом климате, так и суровом – в том числе в России.

Но после кризиса 2008–2009 годов компания забуксовала, клиентов стало не хватать, и в 2011-м ее пришлось пустить с молотка. Покупателем выступил фонд Better Capital, который, промучавшись четыре года, перепродал верфь холдингу Wessex – в его портфолио, как ни удивительно, в основном преобладали интерьерные студии. Правда, и «мебельщики» продержались на тяжелом яхтенном рынке совсем недолго. Уже через два месяца Fairline обесценилась в три раза, в управление назначили временную администрацию, все 450 сотрудников готовились к увольнению, а сам бренд вполне мог перестать существовать.

На помощь пришли россияне Волов и Гляненко. Они приобрели компанию за $5,8 млн. Сумма по яхтенным меркам мизерная, учитывая в особенности, что свежая лодка Fairline топовой модели стоит свыше $2 млн. Для сравнения, как утверждает основатель и гендиректор швейцарского брокерского агентства Floating Life Андреа Пеццини, стоимость верфи с относительно новой инфраструктурой в Италии и Франции варьируется в пределах 10–15 млн евро, а в Нидерландах и того больше – до 25 млн.

Новые владельцы Fairline решительно взялись за дело. Они активно боролись за продолжение жизни марки в Англии, сохранили 100 рабочих мест и создали еще столько же новых, сконцентрировали производство на исторической площадке в Нортхемптоншире.

Компания взялась за выполнение всех заказов, полученных при прежних владельцах, и кардинально сменила подход к дизайну. Если раньше она сама занималась отрисовкой экстерьера всех лодок и инжинирингом, то теперь по ряду новинок это направление отдано на аутсорс. Так, контракт на разработку дизайна моделей Targa 43 Open и Targa 63 GTO подписан с итальянской студией Alberto Mancini Yacht Design во главе с Альберто Манчини, который раньше делал суперъяхты для итальянских грандов Baglietto и Overmarine. Targa 43 Open получилась настолько успешной, что в день открытия боут-шоу в Лондоне в январе 2017 года было продано сразу 10 лодок! А проектирование морской архитектуры новой линейки поручено нидерландскому бюро Vripack. Это позволит делать яхты более современными, надежными и востребованными.

Heesen Yachts – один из трех ведущих производителей суперъяхт (по международной классификации – длина свыше 24 м) в Нидерландах, стране – лидере мирового яхтостроения. Как утверждают СМИ, верфь принадлежит владельцу «Лукойла» Вагиту Алекперову уже не первый год – голландские источники сообщают, что с 2008 года. Таким образом, в отличие от Fairline пример Heesen Yachts позволяет оценить, какое влияние на бизнес российские инвесторы оказали по прошествии времени.

Компания была основана в 1978-м Франсом Хисеном в Оссе, в южной части Нидерландов. Уже через год на воду была спущена первая яхта, 20-метровая Amigo. Но настоящая слава пришла к Heesen в конце 80-х, когда американец Джон Сталуппи, известный как ярый фанат Джеймса Бонда, заказал яхту, способную разгоняться быстрее 50 узлов. Верфь построила для него 44-метровую Octopussy, названную в честь одного из фильмов бондианы. Лодка развивала 53 узлов и была на тот момент самой быстрой суперъяхтой мира. В дальнейшем Heesen укрепляла свою репутацию как производителя скоростных яхт из легкого алюминия и приступила к развитию других платформ, в том числе стальных.

За последние 5–7 лет верфь сменила бизнес-модель. У нее полностью обновилась линейка яхт. Раньше она включала суда длиной от 37 до 55 м. Теперь Heesen практически не строит лодки меньше 47 м и все дальше уходит в мегаяхты «65 м+», сделанные по индивидуальному заказу. «Обычно мы строим более чем одну яхту на разработанной платформе, – говорит коммерческий директор компании Марк Кавендиш. – Самое дорогое, сложное и долгое – разработать корпус, концепт. Последующие за премьерной модели мы сможем строить быстрее и дешевле, что выгодно для нас и клиентов. Но сейчас для нас важен сегмент кастом, когда каждая яхта разрабатывается с нуля ровно под заказ. Таковы требования рынка».

При новых владельцах верфь стала более открытой для инноваций и передовых разработок. Недавно она заключила контракт на строительство первой в своей истории яхты с гибридным двигателем – ее имя Nova. Это решение обеспечивает снижение расхода топлива и вредных выбросов и позволяет идти на дизельно-электрическом приводе на скорости 9 узлов совершенно бесшумно. Также Heesen на 15 м увеличила максимальный размер своих яхт. Если в 2011 году ее самой большой лодкой была 55-метровая Quinta Essentia, то на сегодня этот статус закреплен за 70-метровой Galactica Super Nova (она еще и одна из самых быстрых на планете в своем размере – за счет мощных двигателей с 0 до 30 узлов этот гигантский корабль разгоняется чуть больше чем за минуту). И потенциально она может построить 80-метровое судно.

С точки зрения технологий компания совершила скачок вперед. «Наша цель – максимально удовлетворить пожелания клиентов», – подчеркивает Кавендиш. Словом, полет фантазии ограничен только бюджетом. Правда, экономический кризис и обвал рубля привел к оттоку клиентов из России. Еще три-четыре года назад 75% лодок верфь строила для россиян. Сейчас заказы поступают преимущественно из Нидерландов, Великобритании, Германии, Северной Америки. Не оправдались надежды и на китайский рынок: в Поднебесной до сих пор нет необходимой инфраструктуры и марин, а ввезти яхту в страну и обслуживать ее слишком накладно. И все же Heesen чувствует себя уверенно и выпускает по 5–6 яхт в год.

Fairline и Heesen – компании с многолетней историей, россияне в их случае покупали готовые проекты. Но есть примеры создания нашими соотечественниками яхтенного бизнеса с нуля. Яхтенный брокер и дизайнер Сергей Добросердов, 10 лет проживающий в Монако, основал в княжестве бренд суперъяхт Dynamiq. Его проект был задуман в 2011 году, а в 2013-м началось строительство первой яхты. «Общая сумма инвестиций составляет чуть более 20 млн евро, – говорит Добросердов. – Проект финансируется европейским банком и двумя частными российскими инвесторами. Инвесторы давно в яхтинге, владели и владеют более крупными лодками и хорошо понимают рынок». Деньги идут как в маркетинг самого бренда, так и в разработку и постройку трех пилотных яхт длиной 30, 35 и 39 м.

«Идея Dynamiq состоит не в предложении просто еще одной яхтенной марки, а в создании новой категории яхт – smart yachts, – продолжает Сергей. – Это новый подход не только к функционалу яхты и к уровню качества, но и ко всей системе заказа и кастомизации судна. Сегодня на рынке клиент должен выбирать либо очень высокое качество северо-европейских производителей в размере от 50–70 м, либо «ширпотреб» длиной 20–40 м в основном от итальянских или азиатских верфей. Нам кажется правильным предложить наивысшее качество и технологии мегаяхт в относительно малом размере 30–45 м. Все яхты Dynamiq будут достаточно быстрыми, с максимальной скоростью до 25 узлов, но при этом, в отличие от всех без исключения итальянских «одноклассников», их запаса хода хватит для пересечения Атлантики. Клиент получает двухсезонную яхту без оплаты дорогостоящего транспорта [чтобы перебрасывать судно танкером из Европы в Америку] и проводит лето на Средиземном море, а зиму – на Карибах. Таких предложений на рынке скоростных яхт просто нет. Кроме того, мы строим только из алюминия. Это редкость в таком размере, но дает принципиально другой уровень комфорта на борту».

Верфь исповедует инновационный подход к продажам. Консерваторам идея продавать суперъяхты через интернет покажется чуждой, но Dynamiq – это единственный в мире яхтенный бренд с онлайн-конфигуратором, который дает возможность мгновенно скомплектовать и рассчитать яхту до мельчайших деталей. Клиент может через сайт выбрать для нее множество опций, включая high-end-­аудиосистему Bowers & Wilkins, посуду Baccarat или постельное белье Pratesi и форму для экипажа от Loro Piana. Доступны целые интерьерные пакеты – от Trussardi Casa или знаменитых в яхтенном сообществе британцев Bannenberg & Rowell. В общей сложности компания сотрудничает более чем с 36 мировыми брендами. При этом владелец может позвать работать над проектом и своего дизайнера. Интересно, что на сайте можно сразу увидеть и дату сдачи яхты. Все предельно прозрачно.

«Мы независимы и работаем только с лучшими поставщиками, – отмечает Добросердов. – Двигатели и пропульсия из Германии, глушители английские, система стабилизации судна шведская. Мы используем итальянские стекла Isoclima с внутренними пленками XIR, которые устанавливаются на Bentley и Mercedes. Корпуса нам строит та же компания, что и для голландского гиганта Feadship, верфи с наивысшими стандартами качества в индустрии. Мрамор на наши суда кладет сицилийская Magma, они, в частности, устанавливали камень на 180-метровую Azzam, самую большую и дорогую яхту в мире, построенную в Германии на верфи Lurssen». Все проектирование выполняется в Голландии, морскими архитекторами Azure и Vripack.

Первая 39-метровая яхта от Dynamiq под именем Jetsetter была представлена на сентябрьском боут-шоу в Монако. В следующем году компания планирует сразить всех 35-метровой гибридной яхтой проекта D3, дизайн экстерьеров и интерьеров которой поручен Porsche Design. Ее строительство уже ведется на современной верфи Dynamiq в Виареджио.

По словам Добросердова, при рациональном подходе, без избыточных инвестиций в мощности и компактном производстве, Dynamiq прибылен уже при постройке двух яхт в год в размере 30–35 м. Одним из основных приоритетов является R&D, разработка собственных высокотехнологичных моделей, и на это бренд тратит не скупясь. На окупаемость Dynamiq планирует выйти уже в 2017-м.

Долгосрочные планы еще более оптимистичные – строить не менее 10 яхт в год. Основной интерес сегодня Dynamiq вызывает на рынках Северной и Центральной Америки, где ценят «value for money», а также Юго-Восточной Азии с ее большими переходами.

Читайте также