Не гонит волну: тестируем электрокатамаран Quadrofoil Q2

Работает от батареи, не производит выбросов в атмосферу и может использоваться в качестве транспортного средства

Времена меняются, а вместе с ними и транспорт, в том числе водный. В тренде мобильность и экологичность, и не за горами дни, когда 100-метровая суперъяхта в миниатюрном порту Эркюль в Монако будет выглядеть при всей своей экспозиции как слон в посудной лавке. Прибавить к этому такие аспекты, как шум, вибрация, загрязнение окружающей среды, налоги, флаг, и можно смело вычеркивать массивные яхты из арсенала личного транспорта будущего.

«Сегодня, когда в городах все острее стоят проблемы загрязнения воздуха и пробок на дорогах, было бы логично начать активнее пользоваться реками и прочими водными ресурсами городов», – считают в компании Quadrofoil, которая разрабатывает и производит в Словении глиссеры (скороходные водные мотоциклы) нового поколения.

В 2011 году Марьян Рожман (Marjan Rožman) из Словении задался амбициозной задачей – создать водный мотоцикл, который работает от батареи, не производит выбросов в атмосферу, не создает шума и волн, легко маневрирует на воде и может использоваться в качестве транспорта, в том числе городского. В марте 2017-го первые мотоциклы ушли к заказчикам.

Quadrofoil Q2 – результат четырех лет дизайнерских и конструкторских разработок. Это электрический катамаран, который скользит по поверхности воды со скоростью 40 км/ч, не создавая шума и волн. «Со стороны дизайна мы создали нечто безусловно узнаваемое, то, чему нет аналогов», – говорят в компании. Во-первых, это суперпрочные и суперлегкие алюминиевые «крылья», с помощью которых катамаран «взлетает» над водой при разгоне в 12 км/ч. Такое полускольжение-полуполет означает минимальное сопротивление воды, более плавное движение, меньше подбросов и подскоков на волнах.

Во-вторых, это снимающийся электронный руль, который выступает также в роли ключа зажигания. В-третьих, это оптимально комфортная эргономика «салона», основанная на многолетних исследованиях автомобильной индустрии. Сюда входит все: от положения и размера сидений до зоны осмотра и расположения кнопок на контрольной панели.

В итоге Quadrofoil сочетает в себе лучшее из трех областей: устойчивость гоночного тримарана, мобильность и подвижность воздушного истребителя, легкость реакции гоночной машины. «Мы очень долго работали над стабильностью Quadrofoil Q2 и сумели получить практически непотопляемое судно, – утверждают создатели. – С одной стороны, это заслуга использованных суперлегких материалов, с другой ‒ исследования в области гидро- и аэродинамики, которые позволили создать оптимальные параметры и форму «судна». Мы поместили центр тяжести так, что судно всегда остается в горизонтальном положении. Это повышает его маневренность и безопасность».

Но впечатляющий внешний вид – далеко не все, к чему стремились авторы проекта. Основные требования к транспорту будущего ‒ экологичность и легкость в передвижении. Именно поэтому были разработаны две собственные модели электродвигателя (Q2A Electric и Q2S Electric, которые с декабря 2016 года производит Podkrižnik™). Для работы каждого из двигателей используются два стандартных для индустрии литиево-ионных аккумулятора, которые полностью заряжаются от розетки за 3-4 часа. Двигатели оснащены системой электронного контроля. В режиме реального времени она постоянно отслеживает работу компонентов аккумулятора и оптимизирует выдачу энергии. Один заряд аккумулятора позволяет проехать 100 км.

«Помимо того что Quadrofoil ‒ это первое в мире водное транспортное средство, которое работает от электричества и не загрязняет атмосферу, это еще и невероятно тихая для своей мощности машина, – говорят в компании. – К тому же Quadrofoil почти не создает волн, а это значит, что его можно использовать не только в обычных реках и озерах, но и в экологических зонах, где шум и искусственные волны запрещены».

...И вот вы уже представили, как присоединяете стильный руль к панели, набираете ПИН-код, включаете зажигание, регулируете высоту судна в зависимости от глубины водоема. Одно нажатие кнопки – и вы попадаете в мир водителя «Формулы-1», но на воде… и на электричестве. Скорость, плавность, радиус поворота в 7 м – транспорт для Джеймса Бонда из будущего. Но как всю эту красоту весом 100 кг, длиной 2,5 м и высотой 1,2 м перевозить и парковать?

Хорошая новость в том, что Quadrofoil разбирается на составляющие и его можно перевозить на обычном автомобиле. Помимо этого, в качестве дополнительных «фишек» для желающих отдыхать с «полным пакетом» были созданы специальные мобильный надувной док и трейлер для перевозки. Док работает по системе трансформера, а потому его удобно удлинять и укорачивать в зависимости от количества нужных парковочных мест. Максимальное количество ячеек в таком доке – 10.

На сегодня цена одного катамарана Quadrofoil составляет €15 000-22 500, что делает его одним из наиболее люксовых рекреационных видов транспорта на рынке. Но у основателей компании амбициозные цели: не просто продавать продукцию, а произвести такую же революцию в электрическом водном транспорте, какая происходит на наших глазах в автомобильной индустрии.

Ради реализации этого проекта в декабре 2015 года компания приобрела в словенском городке Прагерско участок размером 57 тыс. кв. м, на котором к 2018 году планируется закончить строительство производства, выпускающего от одной до трех тысяч катамаранов в месяц. Изначальный размер инвестиций оценивается в €35 млн. Побочная цель проекта – создать в Словении базу для развития «зеленых» технологий.

«Думай глобально, действуй локально» – лозунг основателя компании Марьяна Рожмана, который в 2015 году заключил контракт с Alumero Group: «Работа с нами позволяет группе принимать участие в инновационных и экологичных проектах, что, безусловно, сказывается на имидже компании. Мы открыты для диалога с партнерами и инвесторами, которые ищут возможность принять участие в создании экологичных инноваций, для участия в проекте через Premium Partner Program».

Читайте также