Застраховать олдтаймер: советы экспертов

Как решается проблема страхования старинных авто в России и Европе

По российским законам свою автогражданскую ответственность обязан застраховать владелец любого транспортного средства. Так что с оформлением полиса ОСАГО на олдтаймер проблем, конечно же, не возникает. Однако ни для кого не секрет, что для многих людей ретроавтомобиль – это увлечение и страсть всей жизни или даже долгосрочная инвестиция. И большинство владельцев олдтаймеров хотят быть уверены, что в сезонные выезды на ретроралли и автосмотрины с их олдтаймером ничего не случится, а если и случится, то все хлопоты покроет страховка.

Таким автовладельцам, конечно, следует застраховать свое «сокровище» не только по ОСАГО, но и по каско. Проблема в том, что далеко не каждая страховая компания в нашей стране оформляет полисы каско на автомобили старше 7–10 лет. Связано это с тем, что стоимость страховки становится несоизмеримо высокой по сравнению с выплатами, которые клиент может получить при страховом случае. Как же тогда быть c редкими и дорогостоящими олдтаймерами? «Согласно российским законам, любые юридические действия, будь то купля-продажа, постановка на учет или страхование, производятся с автомобильной классикой точно так же, как с любым другим транспортом старше 10 лет. То есть с точки зрения наших законов нет никакой разницы между ржавыми 40-летними «Жигулями» и, например, Mercedes SL из гаража Ренье III, на котором ездила сама Грейс Келли», – объясняет член общественного совета Росавтодор, автомобильный эксперт Игорь Моржаретто.

В большинстве же европейских стран эта проблема решена иначе. Олдтаймеры, представляющие историческую ценность, имеют особые отметки в документах, которые позволяют им даже въезжать в исторические центры городов, куда не могут попасть автомобили, не отвечающие современным нормам по токсичности выхлопа. Понятно, что и страхование таких машин имеет соответствующий порядок. Подобным образом, например, проблема решена в Германии, Франции и Великобритании. В последней и вовсе индустрия настолько развита, что кроме компаний-гигантов страхованием олдтаймеров занимаются небольшие специализированные фирмы. Взять хотя бы одну из старейших организаций Heritage, которая существует с середины 1960-х. Компания предлагает клиентам гибкие условия по срокам страхования и страховым случаям. Поэтому и тарифы получаются невысокие. При этом оценка стоимости каждого страхуемого автомобиля производится индивидуально специальной экспертизой.

Впрочем, не менее широкие возможности предлагают и крупные игроки рынка наподобие Alliance, Zurich или RAC. Причем, в отличие от небольших страховщиков, чаще всего в активе этих компаний есть и так называемые стандартные продукты, которые значительно облегчают процесс оформления страховки. «Мы беремся за страхование любых автомобилей, выпущенных раньше 1990 года, – рассказал автору по телефону один из менеджеров RAC Classic Car Insurance. – Все, что нужно владельцу, – подтвердить документально возраст автомобиля, а также обязаться выполнять один из важнейших пунктов договора – не превышать годовой пробег свыше 5000 миль». Причем базовая стоимость такой страховки начинается от 86 фунтов в год. А дальнейшее формирование цены полиса зависит от повышающих коэффициентов, на которые влияют не только стаж и опыт потенциальных водителей олдтаймера, но и модель автомобиля, его возраст, а также техническое состояние. При этом у RAC есть и другие страховые продукты для очень редких, эксклюзивных автомобилей. В этом случае расчет стоимости полиса и размера страховых выплат, как и у Heritage, производится индивидуально. Кстати, в активе RAC Classic Car Insurance есть не только различные продукты по страхованию олдтаймеров, но и программа помощи на дорогах.

Впрочем, и в нашей стране наблюдаются ощутимые подвижки в этом направлении. Так, несколько лет назад страховая компания «Пари» предлагала своим клиентам продукт, позволяющий страховать ретрокары. Сегодня на рынке с подобным предложением выступает «Ингосстрах». В программе «Ингосстрах Exclusive» даже существуют отдельные продукты, позволяющие оформить полис каско не только на эксклюзивные, но и на раритетные автомобили. «На страхование принимаются автомобили после подтверждения их стоимости – с помощью договора купли-продажи или оценки независимой экспертизы, – поясняет начальник управления страхования VIP-клиентов «Ингосстрах Exclusive» Ирина Пономарева. – У раритетных автомобилей знаменитостей рыночная стоимость может быть выше, но при страховании этот фактор не имеет значения. Возмещение выплачивается в размере, необходимом для восстановления автомобиля на момент страхования по каско».

За оформление полиса каско на автомобили старше 10 лет на индивидуальных условиях, в том числе и на олдтаймеры, также берутся страховые компании Tinkoff Insurance и СК «Европа». Однако в подобных случаях обычно заключают не типовой, а индивидуальный договор, заранее обговаривая с владельцем условия страхования раритетной машины. Нередко страховые компании требуют извещать их, если владелец собирается участвовать в каком-нибудь пробеге старинных автомобилей. Кроме того, в договор могут быть вписаны требования по особым условиям хранения и эксплуатации автомобиля. Что касается стоимости такого полиса каско, то она также определяется индивидуально. Очень серьезно на сумму влияет редкость и аутентичность олдтаймера. И порой цена страховки может быть сопоставима с его стоимостью.