Что общего у архитектуры и бытовой техники Smeg?

Исполнительный директор Витторио Бертаццони – о преимуществах коллабораций с архитекторами и дизайнерами

Компания Smeg прославилась тем, что сумела соединить передовые технологии, элегантный дизайн и высокую производительность. Достаточно сказать, что модели для компании разрабатывают всемирно известные архитекторы: Гвидо Канали, Марио Беллини, Ренцо Пиано, Марк Ньюсон, Маттео Баццикалупо, Рафаэлла Манджаротти. Компания завоевала множество призов и наград, а ее штаб-квартира в Гвасталле за интеллектуальную организацию потребления ресурсов и политику экологически безопасного, устойчивого развития названа одной из самых инновационных площадок в Италии.

Вся продукция Smeg делается только в Италии, преимущественно на трех заводах компании в Гвасталле, Кьети и Бонферраро, где трудятся 2100 человек. Smeg уделяет особое внимание экологически безопасной, рациональной, рассчитанной на долгосрочную перспективу организации производства и уже много вложил в сокращение вредных выбросов, новаторские методы регенерации отходов и охрану природы.

Исполнительный директор Витторио Бертаццони – представитель третьего поколения владельцев компании. Вместе со своим отцом Роберто, нынешним президентом Smeg, он многое сделал для расширения дистрибуции и увеличения оборота, который в 2016 году достиг 590 млн евро. Выпуск продукции за тот же период составил 2,5 млн единиц. Господин Бертаццони рассказывает о прошлом и настоящем компании, которая сегодня широко представлена на мировом рынке, поскольку обладает 18 прямыми торговыми филиалами и разветвленной сетью партнеров-дистрибуторов по всему миру.

Как начиналась история Smeg?

Витторио Бертаццони Наша семья занимается этим бизнесом вот уже более 100 лет. Прадедушка выпускал дровяные плиты из чугуна, которые в те времена повсеместно использовались для обогрева домов и приготовления пищи. После Второй мировой войны мой дед Витторио решил начать собственное дело и в 1948 году открыл в самом центре области Эмилия-Романья, в 30 км от Реджо-нель-Эмилия, Пармы и Мантуи фабрику по производству эмали. Тогда и появилось название Smeg – аббревиатура от Smalterie Metallurgiche Emiliane Guastalla («Эмалирование металла в Гвасталле, Эмилия»).

Сначала компания специализировалась на эмалировании холодильников, но в годы послевоенного экономического подъема в Италии вырос спрос на бытовую технику, и в начале 1950-х годов Smeg начал выпуск первых газовых плит. За ними последовали посудомоечные и стиральные машины, холодильники.

Мой отец пришел в компанию в конце 1960-х, когда отрасли уже коснулась первая волна экономического кризиса, к которому в 1970-х годах добавился кризис энергетический и геополитический. Вместе с моим дедом они решили взять курс на нишевую и дизайнерскую продукцию. Так Smeg стал первой в мире компанией по производству бытовой техники, которая начала сотрудничать с архитекторами и промышленными дизайнерами.

Сегодня это кажется очевидным, но в те времена все было иначе. Бытовые приборы тогда не воспринимались как декоративные элементы, а имели сугубо практическое значение.

Почему вы сделали ставку именно на такой подход?

В.Б. По нескольким причинам. Прежде всего потому, что оборот прямых конкурентов Smeg в 20 раз выше нашего. Понятно, что их продукция более стандартная, поскольку они должны ориентироваться на широкого покупателя. Зато наш объем производства не позволяет нам устанавливать конкурентные цены. Значит, мы должны быть особенными, выделяться на фоне других. Ориентация на дизайнерские изделия – для нас очень естественное решение, поскольку Италия может похвастать большими достижениями в этой области: у нас накоплено уникальное наследие творчества и дизайна, которое восходит к эпохе Возрождения.

Но я вижу в таком подходе еще и этический аспект. Мне не нравится идея стандартизированного мира, где все одинаково. Я ищу что-то необычное не ради процесса. Просто мне как покупателю неуютно, когда отсутствует альтернатива. Мы в отличие от других позволяем нашим клиентам дать волю воображению и получить удовольствие от оформления своей кухни и всего дома в той же мере, в какой они наслаждаются, выбирая платье и обувь. Кухня – волшебное место, потому что это сердце семейного быта. Вот почему архитекторы и дизайнеры с большим энтузиазмом работают над нашими проектами: так они непосредственно контактируют с потребителем на протяжении долгого времени.

Сотрудничество с архитекторами и промышленными дизайнерами способствовало обновлению и развитию технологий Smeg?

В.Б. Безусловно! Работать с такими знаменитостями очень ответственно. Им нельзя сказать: «Вы не можете это сделать». Благодаря сотрудничеству с ними мы научились многим вещам из других областей, наш диалог в большой степени способствовал взаимообогащению. Наверное, один из самых знаменитых архитекторов, с которыми мы сотрудничали, это Ренцо Пиано. Он использует самые современные материалы и строительные технологии. Когда архитектор разрабатывает бытовые приборы, он подходит к этому процессу так же, как к строительству здания: техника должна пройти проверку временем, а дизайн – усилить ее технологическую ценность.

Такие изделия не выходят из моды в течение долгого времени, и это дар, которым обладают выдающиеся архитекторы: они оставляют знаки, сопровождающие человечество во времени. Smeg работал со знаменитостями и начинающими талантами, но по-настоящему имеет значение долговечность продукта.

Можете привести пример?

В.Б. Пожалуй, самая характерная наша продукция – это варочные панели. Мы единственная компания, которая создает дизайн и даже производит собственные горелки. Гвидо Канали, архитектор с мировым именем (кстати, в 2004 году он спроектировал наш головной офис), разработал одну из новейших линий Dolce Stil Novo. Благодаря его дизайнерским находкам удалось подчеркнуть важнейшие и самые инновационные черты варочной панели Dolce Stil Novo с запатентованными горелками blade flame (англ.: пламя-лезвие), в которых газ горит ровным кругом, словно фонтан огня. Эти горелки красиво выглядят, а кроме того, на 30% эффективнее обычных горелок с отверстиями.

К работе с такими именитыми дизайнерами, как Dolce & Gabbana, которые помогли вам с росписью эксклюзивных холодильников FAB28 и коллекции бытовых приборов Sicily is my love, вы относитесь так же?

В.Б. Это совсем другой мир, но у нас общие ценности. Dolce & Gabbana – итальянская компания, и они все от начала до конца производят в Италии. Точно как мы. В этом смысле мы с ними уникальны. Они хотели воздать должное особому типу итальянской росписи, использовав декоративные мотивы собственной одежды, связанные с сицилийским народным творчеством. Даже в случае с Dolce & Gabbana задача стояла очень амбициозная, поскольку для качественного исполнения их замысла нам нужно было применить очень сложные технологии, которые до этого никогда при производстве бытовой техники не применялись. Поскольку мы независимая семейная компания, мы можем брать на себя такие риски, можем быть смелыми.

А что значит российский рынок для Smeg?

В.Б. Россия – один из наших основных рынков, где особенно ценят и понимают нашу уникальность. Даже в самые трудные годы мы продолжали инвестировать в России и развивать здесь наше присутствие. Сегодня в Москве у нас главный офис, есть представительства в Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и Краснодаре, где работают 65 человек. Две наши линии: Cortina и Coloniale – были созданы специально для России. Другие компании такого не делают. Между русскими и итальянцами особые отношения, у нас одинаковые ценности: чувство семьи, общности, желание готовить дома. Русские любят итальянские товары и лишены предрассудков. Они очень открытые. Я с самого начала чувствовал удовлетворенность тем, как откликается российский рынок, и даже в этом году рост составил двузначное число.

Читайте также