Несалонный формат: Миланская неделя дизайна задала новый тон. И вкус

Какие тенденции были продемонстрированы в этом году

Миланская неделя дизайна – важнейшее в мире событие в этой сфере, которое вносит большой вклад в творческое и экономическое развитие города. Это уникальный феномен, когда к выставке присоединяется буквально весь город.

Все началось в далеком 1961 году с рождения Salone Internazionale del Mobile – Международной мебельной выставки, предназначенной главным образом для местных мебельщиков.

В 1990-х годах на альтернативных площадках начали выставляться экспериментаторы – дизайнеры и компании. Так появился Fuorisalone (итал.: «вне салона»), который стал своеобразным барометром инноваций и витриной дизайна, парадом идей и вещей самых разных творческих направлений.

Исследовав сотни площадок, оживлявших Милан в прошедшем апреле, мы выявили тренды, которые будут определять путь дизайна в ближайшие несколько лет. Так каковы же самые интересные явления, представленные в 2017 году?

На выставке это был год окончательной победы буржуазных и сложных цветов и материалов в интерьерах и изделиях. В самых интересных проектах использовались чрезвычайно дорогие материалы, такие как редкие сорта мрамора, хрусталь, бархат, кожа, керамика, ценные сорта дерева, латунь. Все эти вещи были изготовлены с виртуозной техникой и сочетали в себе ремесленное мастерство с невероятным хай-теком. Эмаль, лак, инкрустация соединились с лазерной обработкой, 3D- и 4D-принтингом. Работа Патрисии Уркиолы и братьев Ронана и Эрвана Буруллеков для Glas Italia была выполнена именно в этом ключе и отличалась особым использованием цвета и техники изготовления стекла. Та же особая тщательность заметна в предметах, созданных Маттео Раньи, Джузеппе Маурицио Скутеллой и Уто Балморалом для Tonelli.

Чем сильнее присутствие технологии, тем меньше мы ее замечаем. Это важнейший фактор, формирующий будущее дизайна и предметов роскоши. Тяжелая работа может быть незаметной, и вещь может казаться простой, но при этом ее высокое качество отчетливо видно. Кроме того, мы встретили много компаний и дизайнеров, создающих уникальные изделия, лимитированные издания и предметы, которые воспринимаются как настоящие произведения искусства, а не продукты промышленного дизайна.

Световой сегмент сегодня работает на очень интересном контрасте яркого и темного. На самом деле многие из осветительных приборов, представленных на выставке, предназначены не для освещения, а для создания приятной атмосферы. Flos показал невероятно тонкие светильники, придуманные Майклом Анастасиадисом, Константином Грчичем и дизайнерским бюро Formafantasma, где источник света почти всегда спрятан. Ladies & Gentlemen Studio + Vera & Kyte в своих изделиях для Roll & Hill обратились к теме арки. Здесь светильник – это всего лишь черная линия.

Fuorisalone – это не только изделия и концепции, но и впечатления, своего рода развлечения и даже возможность одним глазком взглянуть на нашу будущую жизнь. Перед нами не просто предметы, а еще и пространства, и взаимоотношения.

Технологии играют в нашей жизни важнейшую роль. Но когда речь идет о дизайне, мы наблюдаем подъем технологий, лежащих на стыке магии и творчества. Это в полной мере относится к S.F._Senses of the Future (компания LG), получившей приз Миланской недели дизайна – 2017 как лучшая инсталляция. Ее автор – японский дизайнер Токудзин Ёсиока, создавший с помощью OLED-технологии (OLED – органический светодиод) головокружительное, но очень поэтичное пространство. Ёсиока установил серию выразительных по форме стульев из прозрачного стекла, снабженных мониторами, на которые выводились абстрактные изображения различных форм и цветов, основанные на природных ландшафтах. Похожее волшебство окружало еще одну инсталляцию – самую фотографируемую New Spring, сделанную Studio Swine для компании COS. Их минималистское дерево пускало пузыри, наполненные ароматным дымом, и посетители выстраивались в многочасовые очереди, чтобы поймать пузырик и сделать с ним селфи.

Важным трендом в этом году стали магия и красота ремесленного искусства. Успехом пользовалась Doppia Firma Фонда Колоньи. Здесь мы видим результат особого сотрудничества между мастерами-ремесленниками и промышленными дизайнерами. В результате этого необычного партнерства появились такие объекты, как светильники и бюро, которые доказали, что у настоящего дизайна укорененность в традиции должна быть глубока. А еще проект подтвердил, что тенденция к усложнению цветовых решений – всепроникающая и сильная. Ее засвидетельствовала выставка Foundation в Spazio Krizia, где свою работу – эксперимент со светом и светильниками – показал дуэт итальянских дизайнеров из студии Formafantasma. Они сосредоточились на художественном подходе к технологии, и эта важная инсталляция была срежиссирована световыми и цветовыми эффектами, создаваемыми уникальными экспонатами выставки.

Как благодаря дизайну добиться одновременно доступности и эксклюзивности, как сохранить личное пространство в эпоху соцсетей – вот вопросы, которые поставил один из наиболее полюбившихся нам проектов Миланской недели дизайна – The Visit от Studiopepe. Это многоликое частное пространство, разместившееся в Brera Design Apartment, в центре миланского района Брера, одного из самых элегантных и помешанных на дизайне. По сути, это реальная квартира с обстановкой и различными элементами декора. Она словно умоляла в ней пожить, в отличие от классических коммерческих презентаций и городских галерей. То же ощущение приватности присутствовало в работе Dimore Studio, создавшей частную среду, балансирующую между минимализмом и экстремальным использованием цвета, классическими аллюзиями и глубоко экспериментальными формами.

Миланская неделя дизайна показала, что наш вкус развивается в сторону зрелых цветов, редких материалов, неправильных форм и сказочных технологий. Все эти элементы появятся в наших домах уже в ближайшие годы.

Фото: Paolo Ferrarini, Paola Pansini

Читайте также