Мамонтовское ар-деко, или дом как манифест

Архитектор Алексей Розенберг попытался создать уютное жилище со следами времени

Заброшенное каменное строение с крышей в подмосковной Мамонтовке подверглось реконструкции и адаптации под существующую вокруг стародачную застройку. У дома разные фасады: с сохранением кирпичной кладки и большим «грузинским» балконом, целиком деревянный, и с узкими окошками, «крепостной», обращенный на запад.

Решетки на окнах сделаны как выпуклые эркеры со вставленными в них цветными стеклышками. Когда выходит солнце, фасад начинает весь светиться, отбрасывая лучи в интерьер. «В моем представлении это такое мамонтовское ар-деко, – объясняет автор. – Используя подчас парадоксальные сочетания, я попытался найти решения, понятные для жителей этого конкретного места. Такой стиль я называю региональным». В ограждении балкона, напоминающего шахтерскую клеть, хозяин вставлял стеклышки специально так, как будто они были частично выбиты: «В этом есть элемент не запустения, но застывшего времени. Смешение архитектурного и литературного языка».

Двухэтажный дом с подвалом, где поместились мастерская и системы хранения, располагает площадью 200 кв. м. На первом этаже гостиная, столовая, кабинет, библиотека и кухня. С помощью высоких подиумов, являющихся местом для хранения, пространство здесь разноуровневое. Это фирменный прием Розенберга, успешно работающий на экономию площади. Можно свободно ходить по подиумам, с полки беря книги в ящиках, висящих над гостиной, – покрытые маслом, они сделаны из досок от деревянного забора.

Гостиная, украшенная живописными работами последователей Павла Филонова, является центром пространства, во входной же зоне находится прихожая, кухня и кабинет. В кабинете стоит столик с шахматами, сделанными Алексеем из железных гаек и винтов в память об отце, который был чемпионом СССР по шахматам по переписке.

Полы на первом этаже выложены живописной красной гранитной плиткой, на 2-м же они деревянные, из толстой лиственничной доски. Площадь верхнего этажа поделена между тремя жилыми комнатами. На стенах кирпич оставлен голым, лишь протонированным в разные оттенки – белые, желтые, зеленые: архитектору понравилась его фактура в мелкую елочку. Прием с нишами-входами в спальню и гардеробную позволил «переплести» комнаты между собой и внес в планировку своеобразие.

Несмотря на то что многие элементы, из которых сложился интерьер, для Розенберга не характерны, почерк архитектора узнать несложно. «От себя не убежишь», – признается Алексей. Он любит индустриальный стиль, поэтому даже изголовье кровати в спальне сделал целиком из сварного металла, убрав под него батареи.

Читайте также