Болеть за Урал: как регион обрел новую систему ценностей

Рассказывает Алиса Прудникова, комиссар Уральской индустриальной биеннале современного искусства

В Екатеринбурге начала свою работу IV Уральская индустриальная биеннале современного искусства. Тему «Новая грамотность» интерпретируют в своих проектах российские и зарубежные художники, по уже сложившейся традиции осваивая не галерейные, но заводские пространства. Комиссаром биеннале, как всегда, выступает Алиса Прудникова, одиннадцать лет возглавлявшая Уральский филиал Государственного центра современного искусства, а теперь – руководитель дирекции по региональному развитию РОСИЗО.

В 2009 году теоретик современного искусства Давид Рифф, побывав в Екатеринбурге, переживающем тотальную экономическую трансформацию, написал статью «Письмо из Екатеринбурга: «дубаизация» Урала», где посетовал, что искусство все еще пребывает на задворках «дивного нового мира» российского сырьевого капитализма.

Сегодня ситуация в регионе резко поменялась, стратегический проект «Екатеринбург – центр современного искусства» претворяется в жизнь. И Прудникова, несомненно, одно из главных действующих лиц этого движения. «Урал – сверхиндустриальный регион, являющийся центром металлургии и машиностроения. Сегодня он во многом переориентируется. В его столице ощутим этот оголенный нерв перехода от советского к постсоветскому, индустриального к постиндустриальному, поиска новых путей развития и новой системы ценностей. Задача биеннале эти процессы осмыслить. Поэтому завод – актуальная для нас практика, повод для постоянного исследования, главная опора – действующий бизнес, люди, включенные в реальный процесс. Мы пришли на заводы, потому что нас интересовало индустриальное наследие, да и филиал ГЦСИ не имеет собственного пространства».

Еще до биеннале, в кризисном 2008 году, в Екатеринбурге был проведен фестиваль «Арт-завод». Местные и иностранные художники, танцовщики, режиссеры буквально сквотировали на две недели пустующий цех бывшего ремонтного завода. Результат этого «захвата» так вдохновил собственника, что сейчас здесь один из самых модных концертных клубов Урала.

Через год подобный сценарий был разыгран уже на действующем заводе. «Мы поняли, насколько объекты культурного наследия и работающие предприятия безграничный ресурс, – вспоминает Прудникова. – Так началась история «индустриальной биеннале».

Для комиссара было особенно важным сделать заводы-гиганты Уралмаш, Верх-Исетский завод, Уралтяжмаш – культовые топонимы, давшие название целым районам, – открытыми для широкой пуб­лики. Ведь если ты не работаешь на предприятии, возможности попасть на его закрытую территорию нет. Остается только ходить мимо заводского забора.

«Мы делали выставки прямо в пространствах работающих цехов, экскурсии туда были расписаны по часам. Лично для меня очень много значит, что работающие на этих заводах люди вдруг становились соратниками совершенно другого для них мира. Хотя реагировали они по-разному. Были и провальные примеры».

Уральская индустриальная биеннале за восемь лет своего существования стала широко известна на поле современного искусства. Художники всего мира стремятся принять в ней участие. В Екатеринбурге, в частности, был показан проект Йоко Оно «Прикосновение». До Уральской биеннале работы художницы демонстрировались в России лишь дважды.

Кураторство в Екатеринбурге международное арт-сообщество считает почетным. Кандидатуру куратора Уральской индустриальной биеннале определяет международный экспертный совет, куда входят в том числе такие авторитеты, как Салли Таллант, директор Ливерпульской биеннале, Биге Орер, директор Стамбульской биеннале, и др. Такой совет Алисе Прудниковой помогла сформировать IBA, Всемирная биеннальная ассоциация, где она является одним из пяти членов правления и представляет Евразию. Кураторами биеннале в Екатеринбурге уже были директор Института современного искусства в Софии Яра Бубнова, независимые кураторы из Китая Бильяна Чирич и Ли Чженьхуа: «Тогда, в 2015 году, мы специально сделали упор на азиатском направлении. Надо же было как-то отрабатывать пограничную идентичность Урала и местоположение между Европой и Азией».

Мы пришли на заводы, потому что нас интересовало индустриальное наследие
Алиса Прудникова
Комиссар Уральской индустриальной биеннале современного искусства

Достигшая международного признания индустриальная биеннале, однако, отклик в сердцах местной публики встретила не сразу. «Наша судьба – вечно учиться на своих ошибках, – рассуждает Прудникова. – Со второй биеннале мы по-другому выстроили процесс, проводили занятия с учителями школ, педагогами профильных университетов, презентации, экскурсии, рассказывали о мировом биеннальном движении и о том, как мы встраиваемся в этот контекст. И наконец, подготовили базовый курс «Современное искусство как иностранный язык».

Третья биеннале проходила уже не на заводе, а в гостинице «Исеть» важнейшем памятнике уральской архитектурной школы конструктивизма, бывшем общежитии для малосемейных сотрудников НКВД, в советское время ставшем гостиницей. Но именно благодаря биеннале, которая проводилась в номерах всех этажей гостиницы, у тысяч горожан появилась возможность посмотреть новым взглядом на собственный город – из окон девятого этажа открывается регулярная структура планировки города, так напоминающая Манхэттен с его перпендикулярной нарезкой улиц.

«Невероятная удача – поработать в уникальном памятнике конструктивизма. Это была наша звездная биеннале на тему «Мобилизация как способность к изменению», очень серьезно поднявшая планку. За первый weekеnd у нас было 6000 зрителей. Произошла мобилизация зрителей. Для меня было невероятным счастьем каждый вечер наблюдать полные залы на образовательных программах, даже школьников, прогуливающих уроки на выставках биеннале», – вспоминает Прудникова.

Партнером выступило федеральное Агентство по охране и использованию памятников культуры, как раз искавшее способы популяризации гостиницы «Исеть» в контексте своей работы с наследием конструктивизма. И в итоге Уральская биеннале стала драйвером многих процессов. Один из них – возросший интерес к стилю конструктивизм, большое число сохранившихся объектов которого теперь визитная карточка Екатеринбурга. Алиса гордится, что биеннале дала старт движению архитекторов, культурологов и искусствоведов по исследованию городка Чекистов, комплекса зданий 1929 года постройки, куда входит «Исеть». Благодаря биеннале прославилась Белая башня – главная достопримечательность микрорайона Уралмаш.

Выставка основного проекта IV Уральская индустриальная биеннале сейчас проходит на бывшем Приборостроительном заводе. Его куратор Жоан Рибас, главный куратор музея современного искусства в португальском Порту, тема – «Новая грамотность». «Это на самом деле такой ответ Герману Грефу. В 2016 году я делала доклад на Петербургском экономическом форуме про креативные индустрии и их влияние на экономическую действительность. Послушала выступления лучших экономических умов мира и поняла, что на уровне технологий мы реально готовы выйти на новый уклад инженерного мышления, но совершенно не готовы к нему на уровне развития гуманитарного знания, – говорит Прудникова. – Мы уверенно рассуждаем о чипах, блокчейнах, KPI, смотрим Black Mirror, но по-прежнему любим и признаем только Шишкина. Мне показалось, что пора обозначить эту тему разговора в художественном сообществе. Любая революция – это в итоге смена языка. Кто владеет языком, тот владеет миром. Новая грамотность – это ключ к миру, который неизбежно наступает».

Читайте также