Мобильный и зеленый: таким будет дом будущего

В Милане появилась лаборатория, которая исследует тренды интерьерного дизайна и социальной жизни

В модной индустрии компании-трендсеттеры, которые предсказывают глобальные и локальные тенденции по цветам, принтам, фасонам, стилям, существуют десятилетиями (среди самых крупных достаточно назвать Trend Union, Promostyl, TrendStop, конечно, Pantone и др.). Что же касается специализированных прогнозирующих проектов, заточенных именно на тренды в сфере интерьерного дизайна, то эта область только развивается.

Интерьерный стартап, и при этом авторитетный, – Salone del Mobile.Milano Trend Lab, созданный два года назад при международной выставке Salone del Mobile. Кому, как не приближенным к выставке специалистам, знать, какого цвета диван будет в моде через год, через пять и десять лет! По сути это исследовательская лаборатория, интеллектуальный центр, цель которого выявлять основные мировые тенденции в мире дизайна, мебели и обустройства домашнего пространства. И, надо сказать, здесь идут куда дальше цвета дивана. Задача проекта – показывать объемный концепт дома как социокультурного явления.

Компания привлекает к работе экспертов из разных научных областей. Социологи и антропологи готовят доклады по потребительскому поведению, проводят полевые исследования. Также к аналитике привлекаются экспертные группы из США, Китая, России, из Европы и Азии. «Мы рассматриваем дом в широком смысле. Он – предмет наших долгосрочных изысканий, этнографических, культурологичес­ких, социологических, – объясняет Патриция Мартелло, координатор Salone del Mobile.Milano Trend Lab. – Мы стараемся увидеть «мир-дом», в котором живут люди со своими вкусами и потребностями, при том что и сами люди, и их потребности существуют в динамике, – в корреляции с глобальными изменениями в обществе, в картине мира, в социоэкономической сфере».

По мнению Патриции Мартелло, современный дом в отличие от традиционного понятия дома – качественно новое явление. «Сегодня дом – это не просто зеркало эстетических тенденций и не просто структура, в которой отражены образ жизни, взгляды, поведение тех, кто там живет. Это гипермир, интертекстуальная реальность, это открытая проекция большого мира. То же самое мы, кстати, наблюдаем и в моде: одежда – это не просто эстетика и функциональность, а особый язык, на котором общается общество, – развивает мысль Мартелло. – Дом как приватное пространство больше не существует. Благодаря цифровой революции и набирающей популярность парадигме «экономики совместного пользования» (я имею в виду такие проекты, как международный портал по аренде жилья Airbnb, а также, например, «social eating» – открытые домашние ужины и гастрономические вечеринки) исчезают границы приватности, дома становятся гиперсетью, соцсетью, площадкой, на которой активно взаимодействуют физический и цифровой мир».

«Сегодня дом – это гипермир, интертекстуальная реальность, это открытая проекция большого мира»
Патриция Мартелло
координатор Salone del Mobile.Milano Trend Lab

Этот глобальный тренд, который родился сегодня и достигнет своего пика в ближайшие годы, эксперты лаборатории назвали Nomadic House (кочевой дом. — Прим. ред.). В «кочевом доме» главное не то, что он является недвижимостью или чьей-то собственностью, а то, что это мобильная структура. «Многие люди сегодня живут между городами и странами, между Миланом и Нью-Йорком, Парижем и Лондоном. Мы говорим как о реальной жизни, так и о виртуальной. А мобильное жилище требует нового типа обстановки. Для него характерны легкие, трансформируемые предметы мебели, чтобы можно было быстро делать перестановки или переезжать с одного места на другое», – поясняет Мартелло.

Помимо мобильности есть и еще один важный макротренд, он связан с экологией. Согласно последнему исследованию Salone del Mobile.Milano Trend Lab, суть тренда под кодовым именем «Норвежский лес» – в поиске и создании экологически чистой и безопасной продукции (интерьерных украшений, отделочных материалов и, конечно, мебели).

Макротренд «Норвежский лес» состоит из трех микротрендов. Первый – «безотходный дизайн». В частности, дизайнерское бюро Waarmakers придумало светильник R16, представляющий собой лампу в корпусе из собственной упаковки; дизайнеры из южнокорейской студии Hattern сделали табурет Zero Per Stool, в котором одна часть изготовлена из обрезков другой; стулья нидерландской компании Label Breed выполнены из единого листа, сделанного из биоразлагаемого льняного полотна. В планах компании – создать целую линию «льняной» мебели.

Еще один микротренд – «вторичное использование материалов», или, проще говоря, преобразование мусора в полезный и красивый предмет. Итальянский дизайнер Лючиа Бруни, основательница барселонского бюро Lucirmas, превращает стеклянные бутылки в настольные лампы и подвесные светильники. В руках корейского дизайнера Вуджея Ли новую жизнь получает газета. Ли измельчает страницы и смешивает обрывки с клеем. Из такого сырья получаются прочные стулья, скамейки и кофейные столики. А выпускница Дизайнерской академии Эйндховена Тамара Орьола рискнула мастерить стулья и ткать ковры из переработанной хвои. И у нее получилось!

Третий микротренд, «экологичный образ жизни», подразумевает под собой сокращение энергозатрат при производстве. Такой подход, в частности, поддерживает французская компания Netatmo, специализирующаяся на интеллектуальных системах для дома. Совместно с дизайнером Филиппом Старком здесь были спроектированы «умные» радиаторные клапаны, которые позволяют сократить затраты энергии при отоплении жилья на 37%. Батареи можно запрограммировать на любой ритм жизни и любую ситуацию (например, сделать так, чтобы они отключались при открытом окне), можно синхронизировать с другими устройствами умного дома. А управлять радиаторами можно с помощью голоса через Siri, Apple HomeKit или специальное приложение для смартфона.

«Многие люди сегодня живут между городами и странами, между Миланом и Нью-Йорком, Парижем и Лондоном. А мобильное жилище требует нового типа обстановки. Для него характерны легкие, трансформируемые предметы мебели, чтобы можно было быстро делать перестановки или переезжать с одного места на другое»
Патриция Мартелло
координатор Salone del Mobile.Milano Trend Lab

Мы живем в интересное, парадоксальное время. С одной стороны, со столами из газеты и стульями из хвои мы учимся довольствоваться малым, быть ближе к природе. А с другой – вместе с цифровыми технологиями готовы вобрать в себя весь мир и превратиться в бестелесный искусственный разум. Сегодня, как никогда, актуальна индивидуализация и персонализация и в то же время – открытые мобильные пространства. И хорошо, что разобраться во всех этих парадоксах и философских дилеммах теперь помогают специалисты.

Читайте также