Новый год способен вызвать приступ. Ностальгии

Убранство города, подарки, декор интерьера – все несет воспоминания о счастливом прошлом. Почему? Рассказывают эксперты

Новый год и Рождество и для ритейлеров, и для производителей, и для потребителей не только сакральное время, но и повод вернуться в прош­лое в глобальном смысле.

«Новый год – по-настоящему сказочная пора, когда город преображается. Витрины магазинов и ресторанов наряжаются в яркие праздничные украшения – золотые огни и разноцветные шары. Весь декабрь и январь улицы радуют жителей и гостей мегаполисов обилием красок, света и по-детски волшебным настроением. Все вокруг переносит нас на много лет назад, возвращая в беззаботное радостное время. И главным образом это заслуга праздничного оформления», – считает арт-директор Four Seasons Moscow и основатель бюро Visionär Роман Ковалишин.

Особенно показателен своим «по-детски волшебным настроением» был прошлый Новый год, когда большинство главных универмагов мира посвятили оформление витрин сказкам.

Концепции витрин и новогоднего оформления – 2018 долгое время держались в секрете, но в итоге выяснилось, что большинство проектов призывают насладиться ностальгическими воспоминаниями из детства

Так, нью-йоркский Bergdorf Goodman приглашал прохожих окунуться в мир мифов и приключений, Saks на Пятой авеню был оформлен по мотивам балета «Щелкунчик», в парижском Galeries Lafayette посетителей встречали герои – дети Жюль и Вайолет, оказавшиеся в волшебном мире магазина в ночь перед Рождеством, в витринах лондонского John Lewis, что на Оксфорд-стрит, можно было увидеть загадочных лесных зверей среди винтажных интерьеров.

А в ЦУМе каждая витрина и вовсе была посвящена разным сказкам – от «Гензель и Гретель» до «Красной Шапочки» и «Красавицы и чудовища».

Символы прошлого

Пока редакция готовила материал, концепции витрин и новогоднего оформления – 2018 еще держались в секрете.

Зато уже стало известно о некоторых рождественских коллекциях брендов в разных сегментах рынка, и выяснилось, что они тоже призывали вернуться в прошлое и насладиться ностальгическими воспоминаниями.

Так, в преддверии новогодних праздников Nespresso выпустил коллекцию капсул со вкусами конфет, «которые вызывают ностальгические воспоминания о беззаботных и радостных моментах детства», как написано в официальном релизе.

Интерьерная сеть Crate and Barrel который год выпускает к Рождеству ностальгические подборки, и этот год не стал исключением: в ассортименте представлены тарелки и чашки с рождественскими оленями и пингвинами в красных вязаных шапках, принты в виде разноцветных снежинок, словно сошедших с детских рисунков.

Фарфоровая мануфактура Lladró создала изящные и трогательные статуэтки – тут и Пиноккио, и Маленький принц, Алиса из Страны чудес, Стойкий оловянный солдатик...

Или взять Festive collection Burberry, а именно подвески в виде детских игрушек – такие уютные, словно связанные бабушкой свитера.

«Сейчас многие дизайнерские бренды включают в свои коллекции предметы в ретростилистике. Но я бы рекомендовала в первую очередь все-таки отталкиваться изначально от потребностей ваших друзей и близких, а уже потом искать именно эти предметы у разных производителей. Кроме традиционных символов декора Нового года и Рождества – оленей, свечей, гирлянд, снежинок, фигурок деда-мороза, – сейчас можно найти прекрасные текстильные изделия с ретромотивами, посуду и даже аудиотехнику (особенно понравится молодому поколению), – советует Александра Хлопушина, партнер сети магазинов DesignBoom. – Отдельно рекомендую обратить внимание на лимитированные коллекции: многие именитые бренды декора выпускают их под большие праздники, повторяя коллекции или, например, принты прошлых лет. Это определенно хороший подарок и дань мировой истории дизайна и декора».

Ощущение этого праздника, идущего из далекого прош­лого, хочется передавать близким. И вещи хочется дарить особенные: те, что живут вне времени, те, у которых есть прошлое, душа
Григорий Бальцер
Руководитель аукционного агентства Baltzer, член правления Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров

Тематические ностальгические подборки к празднику могут быть не только стилизацией, но и самым настоящим антиквариатом. Ну или винтажом. Так, в этом году аукционное агентство Baltzer подготовило для своих клиентов новогоднюю подарочную коллекцию уникальных и раритетных вещиц. В подборке присутствуют винтажная брошь Christian Dior в виде снежинки, очки с серебряной стрекозой работы художника Авиша Хебрехжаде и другие необычные вещи.

«Современные предметы частенько грешат своей механистичностью и бездушностью, «пластмассовостью» эдакой, – рассказывает Григорий Бальцер, руководитель аукционного агентства Baltzer, член правления Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров. – Старые же предметы, помимо того что зачастую были сделаны вручную (хотя зависит от периода, безусловно), еще и, как мы в среде профессионалов говорим, несут на себе «следы бытования». Побывав в руках других людей, предметы обзаводятся не только приметами времени, но и особой аурой, если можно так выразиться. Помимо эстетической красоты они хранят тепло человеческих рук. Новый год – это праздник, который идет из древности и требует к себе трепетного отношения: уважения, почитания, любви. Новогодние праздники ассоциируются с теплом домашнего уюта, а значит, и подарки должны быть такими же: «теп­лыми», выбранными с трепетом и вниманием, предметами с историей, если хотите. Ощущение этого праздника, идущего из далекого прош­лого, хочется передавать близким. И вещи хочется дарить особенные: те, что живут вне времени, те, у которых есть прошлое, душа».

Довольно популярный винтажный подарок – это старинные елочные игрушки. «Их всегда приятно дарить, их часто преподносят люди, неравнодушные к подаркам с историей. Это именно та категория вещей, которая хранит в себе тайну», – говорит Григорий Бальцер.

Еще чаще для новогодних подарков ценители приобретают винтажную бижутерию; в чести также старинные фоторамки, оригинальный фарфор, столовые приборы.

«Практически каждый мастер, марка, ювелирный Дом в разные времена выпускал рождественскую или просто зимнюю коллекцию, и многие из них со временем становились легендами. А еще у нас частенько бывают крайне необычные запросы на подарки, например серебряные держатели для куриных ножек. Такие предметы мы тоже искали и находили», – вспоминает Бальцер.

Домашнее убранство

Украшать дом к Новому году в ностальгическом ключе сегодня также модно. «Я считаю, что в первую очередь необходимо вспомнить, как было принято украшать дом именно в вашем детстве, и добавить современных «красок», – говорит Александра Хлопушина из DesignBoom. – Например, традиционные для новогоднего стола мандарины могут стать частью новогоднего венка на входную дверь или украшением на елку – дань старинной традиции декорировать елку конфетами, орехами. А если в вашем доме есть «бабушкин» хрусталь (фужеры, салатники, креманки), Новый год – самое время использовать его для декора стола в ретростиле. Поищите в альбомах фотографии с празднования Нового года в вашем детстве. Они станут милым украшением дома, пробудят самые приятные воспоминания и расскажут вашим детям о традициях семьи, которые стоит поддерживать».

Между тем ретродекор может оказаться достаточно затратным, трудновыполнимым, считает Роман Ковалишин из Visionär.

«Подобная эстетика весьма сложна в реализации и должна быть хорошо выдержана, необходимы настоящие ретроигрушки. Но их бывает непросто найти. Можно обратиться к коллекционерам, но, к сожалению, с каждым годом подобных изделий хорошего качества остается все меньше, – говорит Роман. – А можно попробовать сделать игрушки самим, как это делали в дефицитные времена СССР наши мамы и бабушки. Подобная идея могла бы стать неплохим элементом творчества и одновременно способом сплочения семьи. Светлая традиция – за несколько недель до Нового года собираться всем вместе и мастерить украшения».

Главная причина русской праздничной ностальгии – советское детство: оно было общим у всех. Поэтому наши новогодние воспоминания – не какая-то глубоко личная ностальгия, а общественная, социокультурная
Сергей Романов
коллекционер, обладатель самой большой в России частной коллекции советских игрушек

Большая удача, если коллекция старинных елочных игрушек, как семейная реликвия, хранится дома. «Я люблю каждый год делать тематические елки – дореволюционную, советскую поствоенную, старинную немецкую, – делится опытом Сергей Романов, обладатель самой большой в России частной коллекции советских игрушек. – В закромах моей елочной коллекции есть и совсем редкие вещи, которые сегодня днем с огнем не сыщешь, например новогодние шары с медальонами 1947 года, выпущенные к юбилею Москвы», – рассказывает он.

В прошлый Новый год Сергей решил вспомнить собственное детство и нарядил елку в стиле 1970-х годов. «Пусть шары моего детства и не самые красивые в истории, но они мне дороги. Помню, как мы перед Новым годом ходили с мамой в «Детский мир» или в магазин игрушек на Кутузовском проспекте и какое это было счастье... Мои родители каждый год покупали новые игрушки. Помню большие шары по 16 копеек, маленькие по 7 копеек... А какие чудесные были игрушки в 50-е послевоенные годы – фигурки по мотивам сказок Пушкина! Каждая деталь была проработана, каждая бусинка и каждый цветок в узоре сарафана прописаны, брови, губы, глаза – все это была ручная работа, и очень тонкая, – с удовольствием вспоминает Романов. – А вот современные игрушки мне не по душе в основной своей массе. Они бездушные, холодные...»

Новый год – это всегда повод поностальгировать, вернуться в уютное детство, когда мама готовила оливье, а папа наряжал елку. И у русской новогодней ностальгии есть свой секрет, считает коллекционер.

«Пожалуй, главная причина русской праздничной ностальгии – советское детство: оно было общим у всех. Этот особенный запах мандаринов и бумаги, в которую заворачивали игрушки, одни и те же деды-морозы под елкой, одинаковые сосульки и шарики – это был общий праздник. И поэтому наши новогодние воспоминания – не какая-то глубоко личная ностальгия, а общественная, социокультурная», – заключает Романов.

Читайте также