Как выглядят идеальные для самореализации города?

Аналитики Calvert 22 и PwC оценили креативный капитал пяти мировых столиц

Мегаполисы строятся, меняются, приспосабливаются и конкурируют за людские и финансовые ресурсы. Сегодня в городах живет 4 млрд человек – на 23% больше, чем 10 лет назад, напоминают в Knight Frank. В города стекаются инвестиции, современные технологии и гаджеты позволяют работать фактически на ходу, что стимулирует предпринимательство. Городская экономика старается ориентироваться на все большее и большее число людей, нацеленных на ведение бизнеса и получение образования.

Совместное исследование креативного капитала городов проведено консалтинговыми компаниями Calvert 22 и PwC. Пилотная версия этого исследования была представлена в 2016 году на базе анализа девяти российских городов (Воронежа, Екатеринбурга, Казани, Краснодара, Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Санкт-Петербурга и Тюмени).

Результаты нового исследования аналитики представили на Петербургском международном экономическом форуме. Глобально в нем оценивался экспортный и внешнеполитический имидж таких городов, как Москва, Сеул, Берлин, Нью-Йорк и Лондон. Индекс состоит из пяти основных блоков: люди, город, бизнес, власть, бренды.

По итогам исследования города расположились в следующем порядке:

1-е место – Лондон

Британская столица стала безусловным лидером рейтинга. Именно в Лондоне наряду с мировыми финансовыми, страховыми и промышленными центрами успешно уживаются современные инновационные технологические компании, стартапы и креативные кластеры. Программа поддержки креативных и культурных индустрий стартовала в общепризнанной столице Старого Света еще в начале 1980-х годов.

Лондон поддерживает образ города, активно живущего 24 часа в сутки. Власти города содействуют развитию ночной жизни и развлекательной инфраструктуры. В 2016 году была создана комиссия по ночной жизни и назначен пост «ночного мэра», призванного управлять «ночной экономикой» города. Предполагается также реализация программы 24 Hours London, задача которой – превращение столицы в мировой центр круглосуточного культурного и развлекательного досуга.

Уровень развития интернет-инфраструктуры в Лондоне опережает показатели других городов. Интернет-доступ в сеть для компаний, работающих в сфере информационных технологий, на 100% субсидирован из государственного бюджета (общий бюджет программы Super Connected Cities составил 100 млн фунтов стерлингов).

В креативном секторе Лондона занят каждый восьмой работник, а его общий вклад в экономику города превышает 11%, это самый высокий показатель среди анализируемых городов.

За последние пять лет динамика роста креативного сектора Лондона (8%) превысила общий рост экономики (5%). Наиболее интенсивно росли сферы архитектуры (на 22% ежегодно), рекламы и маркетинга (20%), а также сферы, относящиеся к «культурной экономике».

«Культурная экономика» занимает девятую часть (12%) всего креативного сектора города, тогда как в других мировых креативных столицах значение варьируется в диапазоне от 4 до 8%. «Культурная экономика» показывает один из наиболее высоких темпов роста среди всех индустрий креативной экономики: среднегодовой темп роста сегмента «Ремесла» составил 17,5%, а сфера музыки, изобразительного и исполнительского искусства – 11%.

2-е место – Нью-Йорк

Наряду с традиционно успешными для экономики города сферами, такими как финансы, страхование и юридические услуги, в последние годы наиболее быстрорастущим сегментом Нью-Йорка стали креативные индустрии.

По данным отчета Creative New York, выпущенного центром Urban Future в 2015 году, Нью-Йорк опережает по количеству занятых в креативной экономике жителей такие американские творческие центры, как Сан-Франциско и Лос-Анджелес.

Основу экономики Нью-Йорка составляют финансы, сфера услуг, торговля, рекламно-издательская деятельность и СМИ, промышленность, коммунальное хозяйство, строительство и транспорт. В центре Нью-Йорка находятся крупнейшие банки, фондовые биржи и страховые компании, а также расположено 44 штаб-квартиры ведущих корпораций США, что ставит город по этим показателям концентрации крупного бизнеса на первое место в стране. Креативные кластеры Нью-Йорка сегодня являются домом для 28% всех фешен-дизайнеров Америки, 14% режиссеров и продюсеров, а также 12% редакторов всех печатных медиа.

В основе креативного сектора Нью-Йорка лежит сфера «Медиа» (50,5%). Следом идет «Дизайн и архитектура», занимающая четверть размера креативной экономики. В отличие от других городов, в которых ИТ-индустрия играет более значительную роль, в Нью-Йорке «Цифровые технологии» занимают только третье место (18%). Среднегодовой темп роста креативного сектора Нью-Йорка составил 5%, в то время как остальная часть экономики росла на 3,8% в год. Для Нью-Йорка характерна высокая предпринимательская активность. На тысячу человек в городе работает более 22 компаний малого и среднего бизнеса.

В Нью-Йорке большой уровень диспропорций в доходах населения. Власти города стараются нивелировать финансовые ограничения, препятствующие возможности получения креативной специализации. С 2006 года в Нью-Йорке при содействии мэра и некоммерческой организации Brooklyn Workforce Innovations была открыта образовательная программа Made in NY с целью обеспечить население с низким уровнем дохода рабочими местами на начальных позициях в сфере кинопроизводства и телевидения, а также привлечь новые кадры в развитие индустрии. В рамках проекта в Sunset Park был создан кампус, где креативные специалисты обучаются и работают над своими проектами.

3-е место – Берлин

Более 10 лет назад мэр Берлина Клаус Воверайт попробовал привлечь в город креативных специалистов слоганом Berlin is poor, but sexy. Дешевая стоимость аренды и лояльная государственная политика по отношению к малому и среднему бизнесу сделали Берлин особенно привлекательным для молодых креативных европейцев, которые зачастую не могли себе позволить проживание в Лондоне или Париже.

Государственная программа Create Berlin была запущена властями города при поддержке бизнеса и ориентирована на укрепление сотрудничества между индустрией дизайна и городской администрацией. Инициатива сыграла важную роль в широком распространении креативных проектов по всему городу. Create Berlin создала площадку для взаимодействия лучших умов Берлина с целью решения общих проблем и дала им прямой доступ к городской администрации в случае необходимости.

На данный момент по результатам опроса имиджевая привлекательность Берлина незначительно уступает лидеру по этому показателю – Нью-Йорку и заметно превышает аналогичные значения Лондона. Креативный сектор Берлина составляет 8,5% от экономики города. Основную часть креативной экономики составляют теле- и радиовещание (11%), издательская деятельность (20%), сфера цифровых технологий (16%) и музыкальная индустрия (6%).

За последние пять лет доля креативного сектора в занятости города выросла на 15% и составила 12,3%, и сейчас в креативном секторе занят почти каждый восьмой работник Берлина.

Динамика развития креативного сектора Берлина не имеет равных среди исследуемых городов. Темп его роста более чем в два раза превышал темп роста всей экономики города. Так, если в 2009 году креативный сектор занимал менее 8% от ВРП, то уже к 2014 году его вклад в экономику Берлина превысил 10%.

Берлин – киностолица Европы. Берлинский международный кинофестиваль является масштабным культурным событием и одной из самых важных дат для международной киноиндустрии. Помимо кинопрограммы на фестивале проходят важные для кинорынка тематические мероприятия: форумы, дискуссии и мастер-классы.

Клубная сцена Берлина за двадцать с лишним лет превратилась в отдельную организованную индустрию, привлекающую своими событиями в город тысячи человек.

Жители Берлина являются одними из самых активных в научно-образовательной сфере. По сравнению с представителями академической среды других городов исследования, они почти в два раза чаще публикуют научные работы и более чем в два раза чаще регистрируют патенты.

Высокий уровень развития городской среды Берлина был подтвержден как опрошенными креативными специалистами, так и статистическими данными. Город считается одним из самых привлекательных в Европе и мире ‒ во многом за счет насыщенной культурной событийной повестки и невысокой стоимости жизни в нем. Аренда однокомнатной квартиры в центре Берлина в среднем отнимет только треть заработной платы, тогда как в Нью-Йорке, Москве и Лондоне – около 2/3.

Исходя из результатов опроса, жители Берлина являются наиболее открытыми и терпимыми по отношению к людям с иным социокультурным портретом.

По плотности объектов инновационной и креативной инфраструктуры Берлин на порядок превзошел другие города индекса.

4-е место – Сеул

Это один из крупнейших мировых мегаполисов, в котором живет почти половина всех жителей Южной Кореи. Здесь сосредоточена вся интеллектуальная, экономическая и политическая жизнь страны. Все, что хоть сколь-либо влияет на развитие государства, происходит в Сеуле.

Здесь же расположены штаб-квартиры крупных концернов, ведущие университеты и научно-исследовательские центры.

Впервые о необходимости развития креативных индустрий будущая президент Южной Кореи Пак Кын Хе заговорила в рамках своей предвыборной кампании в 2012 году. За время президентства под ее руководством была разработана стратегия реализации государственной политики в отношении креативных индустрий. В рамках стратегии также было создано Министерство науки, информационно-коммуникационных технологий и прогнозирования, запущена программа K-Move, предназначенная встроить Южную Корею в международный креативный рынок и стимулировать местных молодых специалистов к выезду за границу для получения опыта и образования.

В последние годы культурный экспорт Южной Кореи, включая фильмы, музыку и телепередачи, достиг рекордных размеров. Южная Корея является образцом для подражания для других азиатских стран, которые стремятся сократить свою зависимость от импортных развлечений и обеспечить рабочие места собственным художникам, писателям, продюсерам, дизайнерам, занятым в кино- и телепроизводстве.

В структуре креативной экономики Сеула преобладает сфера цифровых технологий (около 50%), следом идут медиа (29%), дизайн и архитектура (19%), сфера «Искусство и культура» занимает лишь 3% от размера креативного сектора.

Несмотря на то что Южная Корея – один из мировых лидеров по созданию компьютерных игр, вклад данного направления в сферу цифровых технологий составляет только 10%.

Жители Сеула имеют большие возможности для получения образования в области креативных индустрий. Половина вузов города предлагает творческие дисциплины для изучения. Особенно большой выбор программ у студентов есть по направлениям «Искусство и дизайн» и Music&Performing Arts.

Почти 75% студентов Сеула обучаются в вузах, входящих в рейтинг лучших высших учебных заведений THE. По этому показателю Сеул уступает только Лондону.

Жители Сеула являются одними из самых активных в научно-образовательной сфере. Не считая жителей Берлина, они чаще остальных публикуют научные исследования и более чем в два раза чаще регистрируют патенты.

Сеул имеет большие карьерные возможности для ИТ-специалистов. По количеству ИТ-компаний город немного отстает от Москвы, но значительно опережает другие столицы

Сеул – единственный в исследовании город, показавший отрицательную динамику доли креативной экономики в ВРП города (креативный сектор за последние пять лет вырос на 13% против общего роста креативной экономики на 22%). Такая динамика может быть связана с повышением уровня конкуренции из-за развития креативной экономики соседних регионов. Однако показатели занятости в креативном секторе выросли (с 8% в 2009-м до 9,5% в 2015-м) в основном за счет сферы цифровых технологий, в которой уровень занятости за пять лет вырос на 30%.

В Сеуле уровень конкуренции на позиции специалистов IT-сферы превышает аналогичный показатель по другим городам (10 человек на вакансию, тогда как в среднем показатель составляет 3,5 человека). Количество специалистов в области дизайна и архитектуры в Сеуле также выше в три раза (21 человек на вакансию, тогда как в других городах – 10,4).

5-е место – Москва

Основу структуры экономики российской столицы составляет сектор торговли, на втором месте находится деятельность, связанная с бизнес-услугами, научными исследованиями, разработками, а также информационными технологиями, в то время как промышленность по объему добавленной стоимости занимает лишь третье место.

В Москве представлены и работают почти все ведущие национальные компании, здесь же находится большинство крупных иностранных компаний, работающих на региональных рынках России. В городе сформирована благоприятная среда для поиска инвестиций и развития проектов в сфере ИТ. Здесь находятся штаб-квартиры крупнейших венчурных фондов – Runa Capital, IMI.VC, ru-Net Ventures.

Креативные индустрии не фиксируются официальной статистикой РФ, однако, по данным развития отдельных направлений, можно выделить ключевые направления этого сектора. Так, Москва входит в пятерку городов мира, лидирующих по объему рекламных услуг.

Однако за последние три года уровень занятости в креативном секторе Москвы показал отрицательную динамику. Кризис 2014 года и последующая оптимизация трудовых ресурсов заметно отразились на сферах «Медиа» (-22% за 2010-2015 годы), «Дизайн и архитектура» (-5%), «Искусство и культура» (-5%), а также на сфере информационных технологий (-10%). Значительная часть работников перешла в разряд самозанятых (фрилансеров).

Темпы роста вклада креативного сектора в ВРП Москвы значительно превосходят аналогичные показатели других городов, уступая только Берлину. Так, если общий объем экономики Москвы ежегодно рос на 12%, то креативный сектор столицы – на 22%. Основными драйверами столь стремительного роста стали сферы «Цифровые технологии» (+41% ежегодно), «Дизайн и архитектура» (+20% ежегодно), а также сфера «Культура и искусство» (+14% ежегодно). Темпы роста сферы «Медиа» были несколько ниже среднего для всей экономики уровня и составили 7%.

Москва показала наиболее интенсивный среди исследуемых городов рост валовой добавленной стоимости в сфере «Цифровые технологии» (+207% за 2010-2015 годы), в 3,3 раза превышающий рост ВРП Москвы за тот же период.

Рынок труда Москвы обладает наиболее высоким уровнем доступности свободных креативных специалистов в сферах «Медиа» и «Культура и искусство». Конкуренция позиций в сфере «Медиа» превышает среднее значение по остальным городам в три раза (5 и 1,5 человека соответственно), тогда как уровень конкуренции на вакансии в сфере «Культура и искусство» в два раза выше (6 и 2 человека соответственно).

Система поддержки компаний в креативной сфере развита неравномерно и более ориентирована на высокотехнологические digital-компании.

А вот по показателям медиапредставленности Москва отстает от всех городов (кроме Сеула). Такая ситуация может быть связана с популярностью использования английского языка в мировых медиа.

Полная версия исследования доступна по ссылке.

Читайте также