Образ мысли: филигранная финифть из Ростова

Ростовские эмальеры уже много веков соперничают в мастерстве с Лиможской школой

В историю российской культуры Ростов Великий вошел благодаря трем уникальным явлениям — мелодичным ростовским звонам, архитектуре ростовского Кремля и филигранной ростовской финифти.

Центром старинного декоративного народного промысла России – финифти – Ростов стал более трехсот лет назад. Несмотря на то что ростовская традиция на пять веков моложе лиможской, российские мастера пользуются не меньшим уважением.

Ростовская финифть – это роспись специальными красками по эмали. На все изделия рисунок наносят вручную, и они проходят многоразовый послойный обжиг, что делает их очень долговечными: закаленные огнем краски не тускнеют, не боятся воды и столетиями сохраняют свою яркость и блеск.

Основой финифтяного изделия служит медная пластинка, которая вырезается по размерам и форме будущего произведения. После очистки металла на него наносится эмаль – особая стекловидная масса, растертая в порошок. Затем пластинка помещается в муфельную печь и обжигается. Далее поверхность пластины расписывается особыми надглазурными красками, причем все они, будучи в порошкообразном состоянии, имеют цвет, который отличается от того, который получается после обжига. Здесь кроется самая большая трудность для художника: он должен чувствовать, какой плотности нужно наносить мазок, какие краски смешивать, чтобы достичь желаемого цвета и тона. Прошедшие через огонь краски веками не теряют яркость и блеск.

В оформлении сувенирной работы применяется характерный для финифти прием: скань – тонкий по рисунку орнамент, выполненный из сканной (крученой) проволоки, напоминающей по виду плетеное кружево.

На Русь эмаль пришла из Византии, поэтому русское название эмали – «финифть» – происходит от греческого «фингитис», что переводится как «светлый, блестящий камень». Стекловидная масса различных цветов использовалась для украшения металлических предметов ремесленниками Киевской Руси, которые владели техниками выемчатой и перегородчатой эмалей.

В 1880-х годах в Ростове в финифтяном производстве были заняты 166 человек. Город снабжал образами почти все монастыри России. Еще в XVII веке иконопись была одним из ведущих видов искусства в Ростове, а первые ростовские финифтяники второй половины XVIII века почти все были священниками или церковнослужителями, которые как раз в основном работали над изготовлением икон. Таким образом, область применения финифти определяла и ее живописный строй. Роспись требовалась очень яркая, сочная, чтобы финифтяная миниатюра не терялась в окружении золота и многоцветных камней, а доминировала.

Сегодня иконы и другие предметы в художественной технике финифть изготавливают на нескольких специализированных ростовских предприятиях. В числе наиболее известных – ЗАО «Фабрика «Ростовская финифть», ведущая и старейшая ростовская фабрика, работающая в этой технике; а также ООО «Ростовская эмаль», специализацией которой являются именно предметы культа.

Именные, венчальные, семейные иконы и другие образы, изготовленные в Ростове, хранят как ценную семейную реликвию и преподносят в дар руководителям государств.

Одна из таких работ, икона Божией Матери «Казанская», выполненная на художественно-производственном предприятии ООО «Ростовская эмаль», была подарена в 2009 году Дмитрию Медведеву, занимавшему в то время пост президента России.

В настоящее время предприятие «Ростовская эмаль» специализируется на изготовлении икон в технике финифть; расписных эмалях с оправой из серебряной скани с использованием эмалей, золочения, драгоценных камней. Около 100 мастеров предприятия месяцами, а иногда и годами вручную трудятся над православными образами, создавая уникальные произведения искусства. «Обычно одну икону расписывает один мастер, но работа настолько кропотливая и филигранная, что занимает от месяца до нескольких месяцев», – рассказывает Антон Тотушкин, коммерческий директор «Ростовской эмали», компании, основанной в 2001 году. «Например, большую композиционную икону «Спас на престоле» мы делали 3,5 года! На икону ушел пуд серебра, 9000 драгоценных камней», – добавляет он.

Среди культовых предметов православия, которые выпускает предприятие, не только иконы, но и кресты, складни, литургические наборы. Сереб­ро, ювелирные камни, горячие и холодные эмали, а также миниатюрная живопись – традиционные материалы для изготовления православных символов. «Для изготовления икон мы используем серебро высокой 999-й пробы, так как чем чище металл, тем он мягче, и с ним легче выполнять ручную работу. Более твердое серебро 925-й пробы мы применяем для изготовления рамы, чтобы лучше сохранять форму иконы», – объясняет Антон Тотушкин.

Предприятие часто берет за основу технологии известных ювелиров прошлых столетий, работавших в технике горячей эмали – Карла Фаберже и Павла Овчинникова, отмечает Тотушкин.

Цены на иконы, выполненные в технике ростовской финифти, варьируются от 200 000–300 000 до 15 млн рублей, поясняет коммерческий директор «Ростовской эмали». И это объяснимо. «Мы себя позиционируем как «антиквариат будущего» и даже участвуем в антикварных выставках, ведь через 50–100 лет наши работы будут стоить уже совсем других денег. Техника ростовской финифти подразумевает высокотемпературный обжиг, что обеспечивает предмету долгую жизнь. Даже через 300 лет такие вещи будут выглядеть как новые», – объясняет Антон Тотушкин.

Виктор Поляков, главный художник фабрики «Ростовская финифть», говорит, что цены на иконы, выполненные в такой же технике на их предприятии, также в среднем начинаются от 150 000–200 000 руб­лей, хотя на производстве делают и небольшие упрощенные варианты, которые можно купить за 30 000–60 000 рублей.

«Мы изготавливаем самые разные образы святых: Богоматери, святого Николая Чудотворца, Сергия Радонежского и многих других, причем работаем только под заказ», – уточняет Поляков.

Более чем за 90 лет своего существования фабрика совершила путь от небольшой артели, производящей миниатюры на религиозную тематику, до крупного современного ювелирного предприятия. Именно на этом предприятии в начале 1990-х годов, после падения советского строя и сопутствовавшей ему атеистической философии, происходило возрождение иконописной миниатюры в Ростове.

В советское время лики православных святых сменились на образы коммунистических вождей. Во второй половине 30-х годов главными темами становятся «образы великих вождей коммунизма — Ленина и Сталина, героические события эпохи Гражданской войны, необычайное своим богатством социалистическое строительство, стахановское движение, челюскинская и папанинская эпопеи, перелет через Северный полюс, события на озере Хасан и многое другое». Сегодня одной из крупнейших в России коллекций ростовской финифти, насчитывающей около 2500 миниатюр XVIII–XX веков, обладает государственный музей-заповедник «Ростовский кремль».

После распада СССР возродился интерес к эмалевой иконе, к финифтяным изделиям, украшающим, как и прежде, предметы церковного обихода, и фабрика «Ростовская финифть» даже получила благословение Патриарха Всея Руси Алексия II. Одним из наиболее ярких современных свершений ростовских эмальеров по праву считается исполнение заказа на реставрацию финифтяных дробниц для резной сени, оформляющей вход в Кувуклию храма Гроба Господня в Иерусалиме.

Фото: ТАСС

Из архива «Как Потратить»

Читайте также