Фрипорт: надежные места для хранения самого ценного

В депозитарий в Люксембурге можно сдать драгоценности, картины, вина и любовные письма

В XVIII веке фрипортами называли тихие гавани, где пираты прятали награбленные сокровища. Сегодня фрипорт – вполне респектабельное место, расположенное в аэропорту, эдакий огромный депозитарий, где кто угодно, хоть частный коллекционер, хоть владелец музея или аукционного дома, может хранить драгоценности, а также произведения искусства, ретро-автомобили, редкие вина, слитки золота или, например, ценные файлы.

Первой фрипорты на своей территории открыла Швейцария, также они есть в Сингапуре, Пекине. Пока это не очень распространенный формат, но он становится все популярнее и востребованнее.

Один из крупнейших сегодня фрипортов, Le Freeport Luxembourg, расположен в аэропорту Люксембурга. «Интерес к фрипортам сегодня огромный. Доказательство этому – тот факт, что помещения в Люксембурге были зарезервированы на 60% еще за несколько месяцев до открытия», – говорит Давид Арендт, глава Le Freeport.

В залах, где клиенты держат картины из своих коллекций, поддерживаются температура +21 °С и влажность 55%, а в винных погребах, позволяющих хранить до 750 000 бутылок, температура будет варьироваться от +13 °С до +16 °С, а влажность составит 60%

Люксембургский фрипорт – это четырехэтажное здание, занимающее более 22 000 кв. м. Оно обош­лось инвесторам в 55 млн евро. «При создании фрипорта в герцогстве даже был принят отдельный закон, согласно которому все ценные вещи, помещенные на хранение, освобождаются от таможенных пошлин и НДС», – объясняет Александр Соколов, заместитель главы московского представительства международной юридической компании Arendt & Medernach. Дело в том, что по налоговому законодательству предметы, которые хранятся во фрипорте, и услуги, которые осуществляются в отношении этих предметов, подпадают под режим так называемого отложенного налогообложения. Поэтому ни сами ценности, ни какие-либо действия с ними (продажа-покупка) налогами не облагаются.

По сути, фрипорт – это удобное складское помещение, но ни один современный фрипорт внешне не похож на унылый склад, скорее он напоминает современный музей. Например, холлы Le Freeport Luxembourg украшены работами португальского стрит-арт-художника Вилса.

Для каждого типа вещей здесь свои условия хранения, с датчиками климат-контроля. Так, например, в залах, где клиенты держат картины из своих коллекций, поддерживаются температура +21 °С и влажность 55%, а для фотографий предусмотрены +10 °С и влажность 40%. Тут же, во фрипорте, имеются четыре винных погреба, занимающих два этажа и позволяющих держать до 750 000 бутылок. Температура, в зависимости от типа напитка будет варьироваться от +13 °С до +16 °С, а влажность составит 60%.

Кто-то захочет арендовать небольшое пространство под одну картину или, например, бриллиантовое колье (от 1000 евро в год), а кому-то понадобится целая комната (от 12 000 евро в год – за 12 кв. м). Все вещи страхуются от кражи или повреждения. Ну а безопасность здесь почти возведена в культ: помещения оборудованы биометрическими ключами, по всему зданию – несколько сотен камер, охрана – круглосуточно, без праздников и выходных, а стены постройки готовы до трех часов продержаться во время пожара. Что, впрочем, излишняя предосторожность, так как пожарные в случае чего прибывают сюда в течение пяти минут.

В залах фрипорта можно не только хранить и беречь свои сокровища, но и хвастаться ими перед друзьями в специально оборудованных шоу-румах, устраивать презентации для потенциальных клиентов, проводить деловые встречи, выставки или винные дегустации. «Кроме того, на территории фрипорта могут работать реставраторы, фотографы, оценщики. Конечно, все они обязаны получить специальную лицензию», – добавляет Александр Соколов из Arendt & Medernach.

По мнению Жака де Ке, представителя аукционного дома FL Auction, являющегося клиентом фрипорта в Люксембурге, подобный сервис в первую очередь большая помощь бизнесу. «Фрипорты привлекают в страну инвесторов, способствуют экономическому росту. Ну а если говорить о нашей деятельности, то для Люксембурга наличие фрипорта – отличное подспорье, чтоб стать одним из ведущих арт-рынков», – говорит де Ке.

В Москве своего фрипорта пока, к сожалению, нет, и вряд ли он появится в скором времени. «У Москвы с точки зрения логистики не самое удачное географическое расположение для международных сообщений», – отмечает Александр Соколов.

Зато у нас есть небольшие частные компании, предлагающие услуги хранения ценностей и одежды.

Читайте также