Как заглянуть в морскую душу Балтики

Must see в Таллине – так отзываются путешественники об одном из самых выдающихся морских музеев Северной Европы

Огромный ангар таллинского гидроаэропорта Леннусадам, некогда служивший морской крепостью императора Петра Великого и защищавший акваторию Балтийского моря, сегодня сравнивают с парком аттракционов – настолько увлекательно в филиале Морского музея Эстонии, открытого на этой территории всего пять лет назад, рассказывают об истории Балтийского флота.

Оказавшись в Морском музее, воспринимаешь Таллин с совершенно другой, ранее неизведанной стороны. Ведь не секрет, что многие путешественники со стажем обходят стороной эстонскую столицу, жалуясь на отсутствие достопримечательностей и интересных мест: улочки Старого города давно исхожены, а меню ресторанов изучено наизусть. Как раз для таких, искушенных туристов, и открывает свои двери Летная гавань.

В историческом ангаре выставлено около 200 подлинных экспонатов, которые хранят в себе морскую историю XX столетия. Военные орудия и полномерная копия английского гидроплана Short Type 184, используемого в эстонских вооруженных силах, патрульный катер «Гриф», остов старейшего корабля, найденного в водах Эстонии, мины и пушки – здесь собраны уникальные экспонаты с драматическим прошлым.

И пусть кто-то скажет, что подобные экземпляры есть и в других музеях мира, главное отличие эстонской экспозиции – интерактивность. Практически каждый экспонат можно самостоятельно исследовать, спуститься на подводную лодку или подняться на борт огромного судна, примерить на себя капитанскую форму, получить фото на память и потренироваться управлять настоящим кораблем на симуляторе. Такой отдых придется по душе как взрослым, так и детям. Даже история самого здания музея представлена как увлекательный тур виртуальной реальности.

Военные орудия и полномерная копия английского гидроплана Short Type 184, используемого в эстонских вооруженных силах, патрульный катер «Гриф», остов старейшего корабля, найденного в водах Эстонии, мины и пушки: в историческом ангаре музея выставлено около 200 подлинных экспонатов

Особая же гордость музея и его главный экспонат находится не в ангаре, а снаружи – старинный ледокол «Суур Тылл» нашел свое последнее пристанище в Летной гавани. Это судно с долгой и подчас трагической историей. По семикратной смене его имен можно легко проследить всю историю ХХ столетия. Построенный в Германии в 1914 году, ледокол назвали в честь основателя династии Романовых «Царь Михаил Федорович». Под этим именем судно участвовало в Первой мировой войне. После революции большевики не могли оставить корабль с царским названием, поэтому ледокол получил новое имя – «Волынец». Потом был захват финскими белогвардейцами и название «Вяйнямёйнен», очередная передача судна Эстонии и наименование в честь героя эстонского фольклора «Суур Тылл», возврат большевистского имени «Волынец» в военные годы. После оккупации фашистами Таллина ледокол удалось эвакуировать в Ломоносов, где он и оставался вторую половину XX века. Лишь в 1988 году судно отправилось в Эстонию, но уже в качестве музейного экспоната. А с 1992 года и по сей день ледокол вновь находится под флагом «Суур Тылл». Сегодня это крупнейший в мире из сохранных в изначальном виде паровых ледоколов.

Сейчас на борту открыты кают-компания и капитанская каюта, машинное и котельное помещения. Здесь не только можно изучать историю по флагам, фото и видео­документам, но и проводить мероприятия, семинары и торжества для любого количества гостей. На борту работает судовой камбуз, где можно отведать блюда, которыми кормили команду в дни боевой славы ледокола. Судно готово принять и немногочисленную компанию, и большую группу до 100 человек. Летная гавань предлагает программы и для детских праздников. Во время каникул здесь открывается городской лагерь.

Помимо знаменитого судна в музее на постоянной стоянке находится подводная лодка «Лембит», участвовавшая в Великой Отечественной войне в составе Балтийского флота. Стальной гигант, как называют его сами сотрудники музея, расскажет посетителям о своем боевом прошлом. Как и «Суур Тылл», единственная в Эстонии подводная лодка пережила немало исторических событий и не одну смену властей.

В отличие от большинства других подводных лодок-музеев, в которых проделаны специальные входы для посетителей, в «Лембит» можно попасть только через один из предусмотренных проектом входов – торпедопогрузочный люк в первом отсеке. Так проникали на подлодку и члены ее экипажа. Посетители проводят здесь, как правило, от четырех до шести часов и не замечают, как летит время.

Индустриальная архитектура, огромные площади, причудливая подсветка и новые экспонаты – кажется, что даже этого времени мало, чтобы исследовать весь музей, и сотни посетителей возвращаются сюда снова и снова. Но многие помнят, что еще несколько лет назад морской музей Таллина располагался только в башне «Толстая Маргарита». Коллекция находок, поднятых со дна Балтийского моря, вместе с другими экспонатами рассказывала историю мореходства и рыболовства Эстонии. Однако, несмотря на всю свою ценность, она не могла привлечь такое количество туристов. На создание уникального филиала музея ушло два года и 15 млн евро. И теперь старая и новая коллекции гармонично дополняют друг друга. Ведь, вдоволь наигравшись в капитанов, всегда приятно вернуться на берег, подняться на крышу знаменитой таллинской башни и просто наслаждаться потрясающим видом на Старый город и таллинский порт.

Фото: Морской музей Таллинна; Вадим Москотин

Читайте также