Повторить завтрак с принцем

Прогулка по самому старинному университету Шотландии

Тостовый хлеб с бобами или шоколадной пастой, яичница с беконом, булочка с лососем и манговым чатни, блинчики с кленовым сиропом (к ним можно добавить бекон), морковный пирог – таким незамысловатым британским меню привлекает посетителей North Point Cafe.

Кафе расположено на первом этаже совершенно заурядного двухэтажного дома, стоящего на совершенно заурядной улочке с потрескавшимся асфальтом в небольшом шотландском приморском городке Сент-Андрус.

Здесь живут 20 000 человек, есть пляж, красивые рассветы, развалины замка, несколько улиц и университет. В нем с 2001 по 2005 год учились принц Уильям и герцогиня Кембриджская.

North Point Cafe – место постоянных встреч Уилла и Кейт, как их зовут местные. В кафе толпятся туристы со всего мира, заказывают тосты с бобами и просят показать столик, где любила коротать вечера после занятий будущая королевская чета.

«Они вели себя настолько скромно, что многие работники не знали, что их клиент – член королевской семьи, – говорит бывшая владелица кафе Линда Кунингхам. – Заказывали пару кусочков пирога и кофе, ничего необычного».

Кафе находится в двух шагах от комплекса Сент-Эндрюсского университета, где Уильям изучал географию, а Кейт – историю искусств. Сент-Эндрюс, хотя и был основан в 1413 году и является самым старинным университетом Шотландии и третьим в англоязычном мире, не самый очевидный выбор для принца. Гораздо очевиднее Кембридж и Оксфорд.

Но Сент-Эндрюс находится в облюбованной королевской семьей Шотландии, в двух часах от их частной резиденции – замка Балморал. Рядом военная база, с которой принцу полагается быть знакомым, а удаленность от столицы означает относительную безопасность и экономию на телохранителях.

К тому же городок состоятельный, шотландцы далеко не восторге от королевской семьи, а значит, принца оставят в покое и дадут ему возможность спокойно учиться, а не раздавать автографы. Что, собственно, и произошло. Ни в каких скандалах принц замешан не был, но зато получил довольно экзотический студенческий опыт начиная с самого первого дня.

Первый день в Сент-Эндрюс означает красную мантию. Ее покупка – дело добровольное, но обычно студенты обзаводятся ею заранее.

Студенческие мантии были придуманы в начале XVI века, когда университет принимал только мужчин. Обнаружилось, что многие студенты предпочитают просиживать учебное время в пабе, а не в лектории. Тогда мантии ввели как часть обязательной униформы, а пабам запретили обслуживать мужчин в мантиях.

Казалось бы, снял мантию и пей дальше. Но мантии приказали шить из такого дорогого материала, что их кража стала крайне выгодным промыслом. Мера оказалась эффективной, а мантия – любимым предметом гардероба местных модников, носка которого превратилась в целую науку.

Так, если вы студент Сент-Эндрюс, то первый год носите мантию, набросив ее на плечи, чтобы она закрывала шею. Это символ того, что вы полны сил и делаете все как положено.

На второй год обучения ее приспускают с плеч – расслабились. На третий год все зависит от выбранной профессии. Студенты, изучающие науку, приспускают мантию с правого плеча, потому что они всегда правы. Студенты, изучающие разного вида искусства, приспускают с левого, чтобы показать свое большое сердце.

На четвертый год мантия опускается на локти, что показывает готовность ее скинуть и пуститься в свободный полет. Таким способом мантию нужно носить целый год. Студенты шутят, что это своеобразный академический стриптиз. Если же мантию носить не так, как предписывают правила, можно заработать «академический грех», избавление от которого тоже требует усилий.

В 1528 году один из первых проповедников протестантства в Шотландии Патрик Гамильтон был обвинен местным епископом в проповеди ереси и 29 февраля в возрасте 24 лет сожжен. Согласно легенде, сгорая у стен университета, он проклял его и всех его студентов. На месте казни в брусчатку вмонтировали инициалы Гамильтона.

С тех пор считается, что все, кто наступит на буквы П и Г, будут неудачливы в экзаменах. Но есть два способа избавиться от проклятия. Первый: раздеться и пробежать три круга по главной площади города задом наперед.

По сведениям университета, никто никогда этого не делал, потому что второй способ куда более веселый и избавляет не только от проклятия Гамильтона, но и от всех остальных «академических грехов». Для этого надо вечером 30 апреля собраться в процессию, пройтись по улицам с факелами, провести ночь у костра на пляже и с утра броситься купаться в Северное море. Степень одетости не регламентируется.

Еще одна уникальная для Сент-Эндрюс традиция – «академические семьи».

В первые недели после начала учебного года (21 сентября) первокурсники ходят на мероприятия, выбирая группы по интересам, которых в университете более 600, включая группу для тех, кто любит дебаты и уважает карамель. Там они знакомятся с третьекурсниками, и, если какой-то из «зеленых» понравился тем, кто носит мантию на одно плечо, третьекурсник спрашивает у первокурсника, может ли он его удочерить / усыновить.

Правил нет: можно стать приемным «родителем» у любого количества учеников, можно выбрать любое количество «родителей», любых профессий и половой принадлежности.

«Мы должны говорить «академическая мама» и «академический папа», – рассказывает третьекурсница отделения химии Кэтрин Бертон. – Но приставку «академическая» очень быстро забывают, и ты становишься просто «мамой» или «дочкой». Моя «академическая мама» – психолог, «папа» – химик. У меня три «сестры» с разных факультетов. Множество «академических семей» создаются в рамках спортклубов. Суть таких отношений – неформальная поддержка для студентов первого курса. Обычно «родители» остаются с ними на мобильной связи и раз в три недели ходят на кофе».

Студенты, со свой стороны обязаны, периодически благодарить «родителей» подарками. Раньше традиционным подарком был изюм. Теперь – цветы и конфеты.

Именно здесь принц Уильям и герцогиня Кембриджская учились с 2001 по 2005 год

А еще устраивается «изюмное воскресенье», когда «дети» идут в гости к «маме» на чай. Обычно «мамы» объединяются, проводят соревнования, а вечером всем академическим кланом отправляются к «папам», чтобы смотреть кино и развивать «семейные» традиции.

Самая разрушительная из них – бои в пене для бритья. За месяц до боев все магазины городка заполняются пеной для бритья со скидками. После боя студенты массово идут мыться и в городе начинаются проблемы с горячей водой. Тоже часть традиции.

Помимо «академических семей» существует студенческий комитет, который решает все важные для студентов вопросы. Он расположен в отдельном здании, где живут пятеро студентов, которых на год избрали руководить комитетом. Избранники приостанавливают учебу и целый год получают зарплату.

Так, недавно университет было решено сделать более экологичным. Первый шаг – изменить режим работы библиотеки с круглосуточного до с 8 утра до 2 ночи. Вторая инициатива направлена на поддержание психического здоровья студентов: например, провести неделю осознания депрессии.

Вообще, в Сент-Эндрюс проходит множество самых разных тематических недель, начиная от недели христианской религии, заканчивая неделей благотворительности и нетрадиционной сексуальной ориентации. В итоге тут самая высокая по Великобритании явка студентов на выборы любого рода.

Что же касается академической жизни, то основной объем знаний студенты должны получать самостоятельно. В зависимости от года обучения и предмета студентам назначают количество контактных часов в неделю.

В первый год цифра плавает в районе 20 часов. В третий – от 32 на факультете химии до 4 на факультете истории. По средам после полудня занятий нет, это время для кружков и спорта.

Когда же, после четырех лет этих безобидных шотландских развлечений и контактных часов, наступает время получать диплом, студенты выходят на сцену главного здания и становятся на колени перед ректором. Ректор же прикладывает к голове выпускника кепи, сделанную из штанины известного кальвиниста сэра Джона Кнокса (John Knox). После чего набрасывает на голову капюшон, дизайн которого зависит от предмета изучения: от ярко-розового с оторочкой из белого меха до черного с шелковой оторочкой цвета фуксии.

Кажется, что именно в таких церемониях черпает вдохновение сэр Пол Смит. После чего все идут на бал. Балов в Сент-Эндрюс проводится очень много и практически по любым поводам.

«Важный навык, которому учишься в Сент-Эндрюс, – это ходить на каблуках по брусчатке», – шутит Кэтрин, проходя по узким старинным улочкам двухэтажного городка в своей красной мантии, сброшенной с правого плеча. Что ж, тоже дело. А вдруг пригодится?

Читайте также