Королевский уровень: оперный театр Маската в Омане

Почему свое будущее султанат связывает с культурным туризмом

Маскат встречает путешественника причудливым рельефом прибрежных скал, обволакивающими ароматами благовоний, затейливыми ажурными орнаментами восточных дворцов. Его длинные извилистые улицы, вьющиеся вдоль побережья, словно сошли со страниц древних арабских сказок «Тысячи и одной ночи». Мраморные своды внушительного белоснежного дворца, где в 2011 году открылся Королевский оперный театр Маската, ставший первым в регионе Персидского залива, – олицетворение облика нового Омана, где встретились и органично переплелись национальная история, традиционная культура и то, чем гордится западная цивилизация.

Традиционные арабские музыкальные произведения соседствуют в программе с классическими оперными и балетными шедеврами, составляющими репертуар крупнейших театров мира. «Наша цель – показать зрителям богатство мирового культурного наследия во всей его полноте, – рассказывает директор театра, итальянец Умберто Фанни, за плечами которого карьера пианиста и руководителя нескольких европейских оперных театров, в числе которых Teatro Guiseppe Verdi в Триесте и Teatro Lirico на Сардинии. – Максимальное культурное разнообразие и высокий исполнительский уровень – именно на этом строится наша политика».

Собственного симфонического оркестра и оперной труппы у театра нет, равно как и нет возможности получить соответствующее образование в Омане. Но это та цель, на которую, как на маяк, ориентируются и сам театр, и государство. Первый в стране симфонический оркестр – государственный симфонический оркестр Омана – появился чуть больше десятилетия назад, в 2007 году. Одну из своих задач власти Омана видят в том, чтобы воспитать разносторонне развитую публику и вырастить новое поколение заинтересованных и любознательных слушателей, способных воспринимать и ценить культурные ценности и восточной, и западной цивилизаций.

Западные классические программы зрители видят в исполнении звезд мировой оперы и балета. На этой сцене выступали Пласидо Доминго, Хосе Кура и Анна Нетребко. «Анна Каренина» в исполнении Театра балета Бориса Эйфмана стала сенсацией и собрала аншлаги. На протяжении всего года по приглашению театра в Оман приезжают европейские преподаватели, которые занимаются с детьми в школах и даже ставят небольшие постановки. Покровительствует театру лидер страны, султан Кабус бен Саид аль-Бусаид.

Оман – абсолютная монархия, где султан Кабус правит с 1970 года. Придя к власти в результате тщательно подготовленного государственного переворота, во время которого не было пролито ни капли крови, султан выслал в Великобританию своего смещенного с трона отца, проводившего крайне консервативную политику, и немедленно приступил к радикальным реформам. Страна досталась правителю в удручающем состоянии: нищее и неграмотное население, неразвитая экономика, отсутствие дорог, инфраструктуры, социальной сферы и системы образования.

Когда султан вступил на престол, в государстве насчитывалось меньше десятка школ, сегодня их число превышает полторы тысячи, а занятия во многих из них идут в две смены. Султан Кабус, получивший европейское образование в Королевской военной академии в Сандхерсте (Великобритания), проводит политику модернизации страны и уделяет особое внимание правам женщин, которым отдано несколько портфелей в министерствах, разрешено находиться на дипломатической службе и служить в армии, и обеспечен равный с мужчинами уровень заработной платы.

Оперному театру правитель Омана покровительствует с удовольствием: султан получил музыкальное образование, прекрасно играет на органе и очень любит Моцарта

Именно Кабусу женщины Омана обязаны правом принимать участие в выборах и правом собственности на землю. Местные жители с гордостью проводят сравнения с соседней Саудовской Аравией, отмечая, что в Омане женщины имеют право находиться на улице без сопровождения мужчин и садиться за руль, разрешено совместное обучение мальчиков и девочек в начальной школе и высших учебных заведениях.

Оперному театру правитель Омана покровительствует с удовольствием. «Султан получил музыкальное образование, прекрасно играет на органе и очень любит Моцарта, – отмечает Умберто Фанни. – В его лице мы имеем искреннего единомышленника. Приятно, что театр становится трендсеттером на Аравийском полу­острове: вслед за нами оперный театр открылся в Дубае. Конкуренции мы не боимся – культурные сокровища безграничны, а вдохновение скопировать невозможно».

Между тем элементы вестернизации применяются в Омане очень избирательно. Нравы по европейским меркам здесь строги. В страну официально запрещен ввоз материалов эротического свойства, включая любую печатную и видеопродукцию. Размытость формулировки позволяет властям при желании трактовать норму произвольно и на свое усмотрение. За поцелуи в общественных местах запросто можно получить очень сердитую публичную отповедь, а то и оплеуху. Гиды, сотрудничающие с офисом по туризму Маската, предупреждают об этом своих подопечных и призывают воздерживаться от прилюдных проявлений нежности. Единственное мусульманское культовое сооружение, куда разрешен вход туристам, – Большая мечеть султана Кабуса.

Стремление Омана сохранить свою историческую и культурную самобытность как нельзя лучше характеризует архитектурный ландшафт страны, где нет ни одного небоскреба и преобладает традиционная архитектура. Отсутствие вертикальной застройки – один из основополагающих принципов государственной градостроительной политики, и визуальный облик Омана представляет собой впечатляющий контраст эффектным асимметричным высоткам, построенным по проектам западных архитектурных бюро в соседних ОАЭ.

Массовый туризм в Омане пока лишь начинает развиваться. В старинный город Низва, живописный оазис Вади бани Халид и поселения бедуинов туристов возят не привычные туристические автобусы, а частные гиды на собственных джипах, что фактически превращает экскурсию в авторский тур индивидуальной сборки. Эрудированные и обходительные личные гиды проявляют внимание, чуткость и гибкость, позволяя путешественникам знакомиться в достопримечательностями в комфортном для них темпе. Тут не принято поторапливать гостя, кивая на циферблат и намекая на необходимость укладываться в расписание.

«Для нас Оман будущего – это, конечно же, перекресток культур, где не спорят между собой, а взаимно обогащают друг друга восточные и западные ценности, – рассуждает Умберто Фанни. – Нам очень важно, чтобы театр был не роскошью, а доступным отдыхом: самые дешевые билеты стоят меньше десяти евро, а верхняя планка не превышает 150 евро. Уже сейчас из соседних ближневосточных государств к нам приезжают специально для того, чтобы впервые в жизни услышать “Сомнамбулу” Беллини или “Паяцев” Леонкавалло – в исполнении европейских артистов, но в восточном театре, и внешний облик, и интерьеры которого отдают дань национальным традициям».

Читайте также