Аукционный дом «Литфонд» занялся просвещением

В планах – популяризация коллекционирования старых книг

С главой «Литфонда» Сергеем Бурмистровым мы встретились в офисе аукционного дома в Нижнем Кисловском переулке. Как гласит мемориальная доска, «здесь в 1868 году жил и работал писатель Л. Н. Толстой». То есть прямо с порога происходит погружение в литературно-книжную стихию. И усиливается еще больше, когда попадаешь в кабинет директора, полный фолиантов, разместившихся на полках, тумбах, в картонных ящиках и на журнальном столике.

Книгами Сергей интересовался с детства. В доме была большая библиотека: у отца имелся «блат» в ведомственном киоске на Петровке, 38. «Мне было пять-шесть лет, я еще с трудом читал, но сразу, с порога, не здороваясь, вырывал у отца из рук связку новых книг, пахнущих типографской краской, распаковывал, рассматривал картинки», – вспоминает Бурмистров.

Прошло время, и Сергея увлекли старые книги, он начал собирать их, читать воспоминания известных букинистов, библиофилов XIX – начала XX века, которым сильно завидовал. Еще бы: они имели дело с изданиями, которые уже в ту пору были большой редкостью. «Я думал, что все уничтожено, что в XXI веке их не найдешь», – признается Сергей. Потом, правда, к счастью, выяснилось, что не только «рукописи не горят», но и книги. Забегая вперед, скажем, что в итоге почти все те редкие издания, о которых писали библиофилы прошлого, Бурмистрову довелось не только «держать в руках», но описывать, изучать, работать с ними.

В один прекрасный момент Сергей понял, что должен выбрать между коллекционированием и бизнесом. И остановился на втором – предпочел помогать людям собирать книги, дать возможность другим коллекционерам в равной и открытой борьбе приобретать антикварные издания. «Лет 10 назад я начал заниматься аукционами, – рассказывает Бурмистров. – Сначала это были аукционы журнала "Про книги", потом мы открыли "Дом антикварной книги в Никитском". Там я проработал четыре года. А потом появился "Литфонд"».

«Если вы будете ориентироваться только на инвестиционную привлекательность, ни к чему хорошему это не приведет. Обычно такое собирательство заканчивается через год-два»
Сергей Бурмистров
Глава аукционного дома «Литфонд»

Первые торги в новом аукционном доме прошли в октябре 2015-го. Спустя год, согласно данным сайта rus-auction.com, «Литфонд» стал лидером в своем сегменте: около 60% рынка, самые знаковые и самые большие, рекордные продажи. Среди них – первое издание «Кобзаря» Шевченко, за которое частный коллекционер заплатил 11 млн рублей, и небольшая брошюра Велимира Хлебникова «Ладомир» с автографом автора, проданная за 18 млн рублей. «Для российского аукционного книжного рынка это безусловный рекорд, – говорит Бурмистров. – Выше ничего не продавалось».

В чем же секрет успеха? Вероятно, одна из причин – та самая страстная любовь к книге. «Безусловно, у антикварной книги существует инвестиционный потенциал. Но я бы не назвал ни одного человека, который покупает у нас книги только из-за этого. Вначале возникает любовь, – утверждает глава «Литфонда». – Как правило, коллекция, собранная с любовью и пониманием, в любом случае будет возрастать в цене – тут важно найти именно свое направление. И в этом направлении книги необязательно должны стоить миллионы. Если же вы будете ориентироваться только на инвестиционную привлекательность и вырывать из разных сфер какие-то редкие книги, ни к чему хорошему это не приведет. Обычно такое собирательство заканчивается через год-два».

Впрочем, среди общего массива аукционных лотов действительно выделяются те, инвестиционная привлекательность которых, в силу культурного и исторического значения, особенно велика – что, собственно, и подтверждают «рекордсмены продаж». Это в первую очередь прижизненные издания русских классиков Золотого и Серебряного веков, автографы, рукописи, иллюстрированные издания XVIII – начала XIX столетия, старопечатные книги времен Ивана Федорова. «В среднем цена редкой книги растет на 15–20% в год, – говорит глава «Литфонда». – Но есть и исключения. Например, начиная с 1990-х ежегодный прирост цены одного из прижизненных изданий Пушкина, которое мы продали на нашем аукционе, составил более 300%».

Разумеется, подобные раритеты приобретают не для того, чтобы читать, тут речь идет о другом – об обладании уникальным артефактом. «Книги, напечатанные при Александре Сергеевиче или Михаиле Юрьевиче, сами эти поэты могли держать в руках. Как, скажем, было с "Историей Пугачевского бунта" – часть тиража была не продана, и Пушкин сам отвозил ее на квартиру к Соболевским. Вполне возможно, что многих из тех экземпляров, которые продаются на аукционах, касалась его рука. Тем более это очевидно для вещей с автографами, – уверяет Сергей. – Старая книга – это машина времени. Иногда, просто держа ее в руках, видя переплет, автограф, ты получаешь информацию». Кстати, об информации. Открывая «Литфонд», Бурмистров планировал не только заниматься торгами, но и развивать «не-аукционные» идеи, связанные с популяризацией собирательства книги. И вот прошлой осенью открылась Академия «Литфонда». Семь-восемь раз в месяц в доме на Нижнем Кисловском для всех желающих устраиваются встречи с экспертами-искусствоведами, представителями музеев, библиотек, известными собирателями, которые читают лекции и проводят практические занятия буквально по всем направлениям коллекционирования. «Тайны и символы египетского искусства», «Красота и дьявол: образ Венеры в искусстве Немецкого Ренессанса», «Генеалогическая и геральдическая книга в России XVIII – начала XX века», «Ошибки и заблуждения на антикварном рынке» – вот навскидку лишь несколько тем. Целиком и полностью благотворительный проект, академия, едва родившись, стала набирать популярность: на занятия порой приходит по 50–60 человек.

Кроме того, проводятся и закрытые мероприятия: так, по случаю открытия академии гости были приглашены на дегустацию десертов времени Венского конгресса в исполнении рижского кондитера-реконструктора Алдиса Бричевса, прославившегося, в частности, созданием для музея-усадьбы Кусково сахарной Екатерины II в драгоценных камнях.

Без сомнения, активная просветительская деятельность – еще одна причина интереса к «Литфонду». Собственно, и сами торги здесь проходят незаурядно. Например, аукцион, посвященный революционным событиям 1917 года в России и Первой мировой войне и подготовленный совместно с Военно-историческим обществом, сопровождался перформансом: на входе стояли «красноармейцы» и «белогвардейцы», играла музыка тех лет. На торги были выставлены не только сборники стихов Бунина, Есенина, Цветаевой, Ахматовой, но и документы, в частности, связанные с Белым движением. «Мы постарались воссоздать некую эпоху, среду, в которой «варились» наши литераторы и которая повлияла на их судьбы», – рассказывает Бурмистров.

«Литфонд» вышел за чисто букинистические рамки и предлагает вниманию живопись, графику, предметы декоративно-прикладного искусства. Меняется и формат торгов: участвовать в них можно и с помощью онлайн-системы. Еще одно нововведение – открытие представительства в Санкт-Петербурге. «Литфонд» растет. А с ним и число книголюбов и книгочеев.

Читайте также