10 главных выставок осени в Москве
От Густава Климта до Такаси Мураками: сезон открыт

© Centre Pompidou, MNAM — CCI/ Adam Rzepka / Dist. RMN-GP / © Adagp, Paris
Константин Бранкузи «Спящая муза», 1910. Дар баронессы Рене Ираны Франшон, 1963
Наступающий выставочный сезон обещает быть насыщенным: в нем найдется место для ведущих художников из Японии и Китая Такаси Мураками, Кейичи Танаами и Цая Гоцяна, проектам, посвященным столетию Октябрьской революции, представителю русского и еврейского авангарда Элю Лисицкому и даже первой в России масштабной экспозиции произведений Климта и Шиле. Мы выбрали 10 выставок, которые непременно стоит посетить всем ценителям искусства этой осенью.

© 2000–2005 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd.
1/10
Такаси Мураками. Будет ласковый дождь
С ярким творчеством одного из самых успешных японских художников познакомит масштабный проект музея современного искусства «Гараж». Мураками высказывается в самых разных медиа. Его интересуют не только живопись и скульптура, но и дизайн, анимация, мода и поп-культура. Чтобы представить всю многогранность натуры мастера Страны восходящего солнца, выставка будет разбита на пять разделов. Инсталляция 1992 года «Морской бриз» в Европе окажется впервые.
Музей современного искусства «Гараж», 29 сентября ‒ 4 февраля 2018
На фото: Такаси Мураками «Kaikai & Kiki», 2000–2005
С ярким творчеством одного из самых успешных японских художников познакомит масштабный проект музея современного искусства «Гараж». Мураками высказывается в самых разных медиа. Его интересуют не только живопись и скульптура, но и дизайн, анимация, мода и поп-культура. Чтобы представить всю многогранность натуры мастера Страны восходящего солнца, выставка будет разбита на пять разделов. Инсталляция 1992 года «Морской бриз» в Европе окажется впервые.
Музей современного искусства «Гараж», 29 сентября ‒ 4 февраля 2018
На фото: Такаси Мураками «Kaikai & Kiki», 2000–2005

ГМИИ им А. С. Пушкина
2/10
Цай Гоцян. Октябрь
Цай Гоцян, выпускник Шанхайской театральной академии, обладатель «Золотого льва» Венецианской биеннале 1999 года, превратит пространства ГМИИ в громадную инсталляцию. В нее войдут небольшие скульптуры и работы, выполненные в знаменитой технике пороховой живописи, равно как и подготовительные эскизы к пиротехническим спектаклям. В музейном дворике уже выросла инсталляция «Осень»: китайский художник посмотрел киноленту Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» и создал рукотворную гору, состоящую из березок, прорастающих из сотен детских колыбелек и колясок, пожертвованных москвичами.
ГМИИ им А. С. Пушкина, 13 сентября – 12 ноября
Цай Гоцян, выпускник Шанхайской театральной академии, обладатель «Золотого льва» Венецианской биеннале 1999 года, превратит пространства ГМИИ в громадную инсталляцию. В нее войдут небольшие скульптуры и работы, выполненные в знаменитой технике пороховой живописи, равно как и подготовительные эскизы к пиротехническим спектаклям. В музейном дворике уже выросла инсталляция «Осень»: китайский художник посмотрел киноленту Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» и создал рукотворную гору, состоящую из березок, прорастающих из сотен детских колыбелек и колясок, пожертвованных москвичами.
ГМИИ им А. С. Пушкина, 13 сентября – 12 ноября

Photo © Centre Pompidou, MNAM — CCI/ Adam Rzepka / Dist. RMN-GP / © Adagp, Paris
3/10
Константин Бранкузи. Скульптуры, рисунки, фотографии, фильмы (из собрания Центра Помпиду)
Ярчайший представитель парижской школы, один из основателей абстрактной линии в скульптуре, родившийся в румынском селе Хобица в крестьянской семье, был учеником великого Родена. Самым крупным собранием работ скульптора обладает Центр Помпиду, откуда они и приедут на гастроли в Москву. Это будет первая попытка показать феномен Бранкузи во всей его полноте и первая выставка всемирно известного мастера в России.
Мультимедиа Арт Музей, Москва, 16 сентября – 12 ноября
На фото: Константин Бранкузи «Спящая муза», 1910. Дар баронессы Рене Ираны Франшон, 1963
Ярчайший представитель парижской школы, один из основателей абстрактной линии в скульптуре, родившийся в румынском селе Хобица в крестьянской семье, был учеником великого Родена. Самым крупным собранием работ скульптора обладает Центр Помпиду, откуда они и приедут на гастроли в Москву. Это будет первая попытка показать феномен Бранкузи во всей его полноте и первая выставка всемирно известного мастера в России.
Мультимедиа Арт Музей, Москва, 16 сентября – 12 ноября
На фото: Константин Бранкузи «Спящая муза», 1910. Дар баронессы Рене Ираны Франшон, 1963

Галерея «Наши художники»
4/10
Александр Яковлев. Черный рейд
Александр Яковлев (1887–1938) вошел в историю искусства как представитель России и Франции. В 1924-1925 годах художник участвовал в трансафриканской экспедиции автомобильного общества «Ситроен» и привез из путешествия работы, вошедшие в пропитанный экзотикой «африканский цикл». Многие из этих произведений в России будут показаны впервые. Маршрут «Черного рейда» предполагал автопробег протяженностью 20 тыс. км на шинно-гусеничных вездеходах – из Алжира через всю Центральную Африку до острова Мадагаскар. Полный опасностей и приключений путь был широко освещаем прессой. В 1926 году Леон Пуарье снял фильм «Черный рейд», в том же году парижский Музей декоративного искусства открыл большую выставку, посвященную экспедиции.
Галерея «Наши художники», 6 октября – 22 декабря
На фото: Александр Яковлев «Тити и Нарангхе»
Александр Яковлев (1887–1938) вошел в историю искусства как представитель России и Франции. В 1924-1925 годах художник участвовал в трансафриканской экспедиции автомобильного общества «Ситроен» и привез из путешествия работы, вошедшие в пропитанный экзотикой «африканский цикл». Многие из этих произведений в России будут показаны впервые. Маршрут «Черного рейда» предполагал автопробег протяженностью 20 тыс. км на шинно-гусеничных вездеходах – из Алжира через всю Центральную Африку до острова Мадагаскар. Полный опасностей и приключений путь был широко освещаем прессой. В 1926 году Леон Пуарье снял фильм «Черный рейд», в том же году парижский Музей декоративного искусства открыл большую выставку, посвященную экспедиции.
Галерея «Наши художники», 6 октября – 22 декабря
На фото: Александр Яковлев «Тити и Нарангхе»

ММСИ
5/10
Модернизм без манифеста. Часть 1. Собрание Романа Бабичева
Впервые почти целиком перед зрителем предстанет собрание Романа Бабичева, до этого доступное лишь узкому кругу специалистов, которым посчастливилось бывать в доме коллекционера. Единиц хранения в нем так много, что выставочный проект значительно распух, и его пришлось разбить на две части, хронологически последующие одна за другой. Произведения искусства относятся к периоду от 1910-х до 1970-х годов, от символистов и мастеров Союза русских художников, которых официальное искусствознание клеймило за формализм, до представителей оттепельной живописи.
Московский музей современного искусства, 27 сентября ‒ 20 ноября, часть 2: 28 ноября ‒ 14 января 2018
На фото: Ермилова-Платова Е.Ф. На станции. 1932 Х.м. 53х64
Впервые почти целиком перед зрителем предстанет собрание Романа Бабичева, до этого доступное лишь узкому кругу специалистов, которым посчастливилось бывать в доме коллекционера. Единиц хранения в нем так много, что выставочный проект значительно распух, и его пришлось разбить на две части, хронологически последующие одна за другой. Произведения искусства относятся к периоду от 1910-х до 1970-х годов, от символистов и мастеров Союза русских художников, которых официальное искусствознание клеймило за формализм, до представителей оттепельной живописи.
Московский музей современного искусства, 27 сентября ‒ 20 ноября, часть 2: 28 ноября ‒ 14 января 2018
На фото: Ермилова-Платова Е.Ф. На станции. 1932 Х.м. 53х64

Gary Tatintsian Gallery
6/10
Кейичи Танаами. Страна зеркал
Перекрестный Год Японии и России официально стартует в 2018 году, но мероприятия начинаются уже этой осенью. Выставку работ патриарха японского поп-арта покажет Gary Tatintsian Gallery. Кейичи Танаами (1936) пережил военно-воздушную атаку Токио в 1945 году, участвовал в хеппенингах Йоко Оно, снимал видео с Нам Джун Пайком, иллюстрировал модные журналы, создавал коллажи, писал маслом, развивал неодадаизм вместе с Робертом Раушенбергом и Мишелем Тапи, оказал влияние на творчество таких художников, как Табаймо, KAWS и Такаси Мураками.
Gary Tatintsian Gallery, 28 сентября ‒ 18 ноября
На фото: Кейичи Танаами Death Bridge, 2012
Перекрестный Год Японии и России официально стартует в 2018 году, но мероприятия начинаются уже этой осенью. Выставку работ патриарха японского поп-арта покажет Gary Tatintsian Gallery. Кейичи Танаами (1936) пережил военно-воздушную атаку Токио в 1945 году, участвовал в хеппенингах Йоко Оно, снимал видео с Нам Джун Пайком, иллюстрировал модные журналы, создавал коллажи, писал маслом, развивал неодадаизм вместе с Робертом Раушенбергом и Мишелем Тапи, оказал влияние на творчество таких художников, как Табаймо, KAWS и Такаси Мураками.
Gary Tatintsian Gallery, 28 сентября ‒ 18 ноября
На фото: Кейичи Танаами Death Bridge, 2012

© The Albertina Museum, Vienna
7/10
Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена)
Крупнейшее в мире графическое собрание Альбертина, венская галерея, названная в честь герцога Альберта, на время делится с Москвой рисунками выдающихся соотечественников. Работы феноменальных австрийских рисовальщиков Густава Климта (1862–1918) и Эгона Шиле (1890–1918), обладающие мощной энергетикой, шокировали современников своей откровенностью. Но творчество этих художников оставило яркий след в художественной жизни Вены «около 1900 года».
ГМИИ им А. С. Пушкина, 10 октября – 14 января 2018
На фото: Эгон Шиле «Натурщица в красном». 1914
Графитный карандаш и гуашь на японской бумаге
Крупнейшее в мире графическое собрание Альбертина, венская галерея, названная в честь герцога Альберта, на время делится с Москвой рисунками выдающихся соотечественников. Работы феноменальных австрийских рисовальщиков Густава Климта (1862–1918) и Эгона Шиле (1890–1918), обладающие мощной энергетикой, шокировали современников своей откровенностью. Но творчество этих художников оставило яркий след в художественной жизни Вены «около 1900 года».
ГМИИ им А. С. Пушкина, 10 октября – 14 января 2018
На фото: Эгон Шиле «Натурщица в красном». 1914
Графитный карандаш и гуашь на японской бумаге

© Предоставлено Симоне Джакомелли и Катюша Бионди Джакомелли / Архивы Марио Джакомелли в Сенигаллии и Сассоферрато
8/10
Марио Джакомелли. Поэтика ландшафтов
Итальянский фотограф Марио Джакомелли (1925–2000) был минималистом. Ему удавалось выхватить из повседневности и исключительно точно передать ощущение радости и беззаботности, прибегая к очень скудному списку художественных средств. Его работы хранятся в собраниях крупнейших музеев мира, в том числе в Нью-Йоркской MoMA. Серия об обитателях городского дома престарелых Verrà la morte e avrà i tuoi occhi («Смерть придет, и она будет иметь твои глаза»), созданная Джакомелли в 1957 году, была очень высоко оценена критикой и стала настоящим событием в мире фотографии.
Мультимедиа Арт Музей, Москва, 16 сентября ‒ 22 октября
На фото: Лурд, 1957. 30 x 40. Оригинальный серебряно-желатиновый отпечаток
Итальянский фотограф Марио Джакомелли (1925–2000) был минималистом. Ему удавалось выхватить из повседневности и исключительно точно передать ощущение радости и беззаботности, прибегая к очень скудному списку художественных средств. Его работы хранятся в собраниях крупнейших музеев мира, в том числе в Нью-Йоркской MoMA. Серия об обитателях городского дома престарелых Verrà la morte e avrà i tuoi occhi («Смерть придет, и она будет иметь твои глаза»), созданная Джакомелли в 1957 году, была очень высоко оценена критикой и стала настоящим событием в мире фотографии.
Мультимедиа Арт Музей, Москва, 16 сентября ‒ 22 октября
На фото: Лурд, 1957. 30 x 40. Оригинальный серебряно-желатиновый отпечаток

Государственная Третьяковская галерея
9/10
Эль Лисицкий. El Lissitzky
Архитектор, художник, книжный график, дизайнер, типограф, театральный сценограф, архитектор, мастер фотомонтажа, оформитель выставок. Таков список занятий выдающегося представителя европейского авангарда, и в каждой области творчества он оставил ощутимый след. Например, Лазарь Лисицкий (1890–1941) ввел в оборот новое направление в искусстве «проуны» ‒ «Проект утверждения нового». Двухчастная выставка работ этого универсального человека пройдет одновременно на двух площадках и представит около 400 экспонатов из музеев и частных коллекций.
Государственная Третьяковская галерея и Еврейский музей и центр толерантности, 16 ноября ‒ 18 февраля 2018
На фото: Эль Лисицкий «Флаговый штандарт советского павильона выставки «Пресса» в Кельне». Вид от Рейна, 1928
Архитектор, художник, книжный график, дизайнер, типограф, театральный сценограф, архитектор, мастер фотомонтажа, оформитель выставок. Таков список занятий выдающегося представителя европейского авангарда, и в каждой области творчества он оставил ощутимый след. Например, Лазарь Лисицкий (1890–1941) ввел в оборот новое направление в искусстве «проуны» ‒ «Проект утверждения нового». Двухчастная выставка работ этого универсального человека пройдет одновременно на двух площадках и представит около 400 экспонатов из музеев и частных коллекций.
Государственная Третьяковская галерея и Еврейский музей и центр толерантности, 16 ноября ‒ 18 февраля 2018
На фото: Эль Лисицкий «Флаговый штандарт советского павильона выставки «Пресса» в Кельне». Вид от Рейна, 1928

ИРРИ
10/10
Александр Лабас. Октябрь
Институт русского реалистического искусства не отстает от общей тенденции этого года ‒ посвящения выставок столетию революции. Александр Лабас ‒ лучшая кандидатура для подобного проекта. «Октябрь» ‒ одна из важнейших серий в творчестве художника, ровесника века. В цикл входят такие работы, как «Матрос», «У стен Кремля», «Ночью в Октябре», «Утро после боя». Ради участия в выставке хранилище Костромского художественного музея впервые покинет знаменитое полотно А. Лабаса «Автопортрет на фоне Октября».
Институт русского реалистического искусства, 1 октября ‒ 17 декабря
На фото: Александр Лабас. Автопортрет на фоне Октября. Кострома
Институт русского реалистического искусства не отстает от общей тенденции этого года ‒ посвящения выставок столетию революции. Александр Лабас ‒ лучшая кандидатура для подобного проекта. «Октябрь» ‒ одна из важнейших серий в творчестве художника, ровесника века. В цикл входят такие работы, как «Матрос», «У стен Кремля», «Ночью в Октябре», «Утро после боя». Ради участия в выставке хранилище Костромского художественного музея впервые покинет знаменитое полотно А. Лабаса «Автопортрет на фоне Октября».
Институт русского реалистического искусства, 1 октября ‒ 17 декабря
На фото: Александр Лабас. Автопортрет на фоне Октября. Кострома
Самые популярные галереи