Fendi и Галерея Боргезе «продвигают» Караваджо

На совместный проект уйдет три года и 1,3 млн евро инвестиций

После реставрации фонтана Треви и реконструкции Дворца итальянской цивилизации (см. «Как потратить» за декабрь 2015 г. и март 2016 г.) Fendi приступила к реализации очередного масштабного замысла, на этот раз совместно с Галереей Боргезе в Риме.

Проект состоит из трех частей. Прежде всего это создание Научно-исследовательского института Караваджо, о котором давно мечтает директор Галереи Боргезе Анна Колива.

Два других элемента – это серия выставок Микеланджело Меризи да Караваджо по всему миру и экспозиции в самой Галерее Боргезе, которая уже показала в рамках проекта работы выдающегося итальянского архитектора и скульптора Джованни Лоренцо Бернини.

Fendi много внимания уделяет сохранению итальянского культурного наследия. Пьетро Беккари, который с 2012 года занимает пост исполнительного директора Fendi, оказывает особое покровительство Риму, где почти сто лет назад модный Дом был основан.

«Благотворительные акции демонстрируют тесное сотрудничество общественности и частного бизнеса, – объясняет Беккари. – Наша любовь к Риму, многогранные связи с этим городом и то значение, которое он имеет для Fendi, в очередной раз побудили нас дать римлянам и гостям Вечного города возможность наслаждаться его сокровищами».

«Fendi – римский, итальянский Дом, – продолжает Беккари, – и мы считаем своим долгом защищать и охранять бесценное культурное наследие Италии и Рима. Рим – место нашего рождения, где в 1925 году был основан модный Дом Fendi, и с тех пор этот город постоянно служит для нас неисчерпаемым источником вдохновения. Акцией «Fendi – фонтанам» мы запустили серию инициатив в поддержку города, который столько для нас сделал. Эти инициативы позволяют нам укрепить наши географические и культурные корни, которыми мы очень гордимся. По той же причине мы недавно добавили в наш логотип слово Roma, подчеркнув тем самым свое происхождение, а также стиль жизни и красоту, свойственные итальянской столице».

Fendi и Галерея Боргезе планируют в течение трех лет устраивать выставки художника на самых значимых и престижных площадках от США до Восточной Азии

Галерея Боргезе – одна из самых любимых достопримечательностей Рима. Она входит в десятку наиболее посещаемых музеев и выставочных залов Италии.

Расположенный в роскошных садах Виллы Боргезе, дворец был возведен в начале XVII века для Камилло Боргезе, ставшего в 1605 году папой римским Павлом V и принадлежавшего к одному из самых древних и влиятельных родов римской аристократии.

Племянник Павла V, Шипионе Каффарелли Боргезе, был увлеченным коллекционером и покровителем искусств.

При поддержке дяди, который без колебаний использовал собственное влияние в стремлении добиться желаемого, Шипионе заложил основу выдающейся коллекции семейства Боргезе, включающей самое богатое собрание шедевров Джованни Лоренцо Бернини и Микеланджело Меризи да Караваджо.

Жизнь и смерть Караваджо окутаны тайной, из-за чего вокруг его имени возник мифический ореол, подогревающий интерес к живописцу и привлекающий миллионы посетителей на каждую выставку, посвященную его творчеству.

Однако истинная причина невероятной популярности Караваджо – в его творческом гении. Менее чем за двадцать лет его дерзкий натуралистичный стиль и бунтарский подход к живописной композиции, вызывавшие восторг сторонников и гневный протест недоброжелателей, радикально изменили итальянское искусство.

Караваджо вел жизнь беспорядочную и разгульную даже по меркам своего времени. Приговоренный Павлом V к смерти за убийство Рануччо Томассони, он вынужден был четыре года скрываться от правосудия.

Доведенный до отчаяния, художник в надежде на помилование отправился в Рим, чтобы просить прощения у кардинала Боргезе. Летом 1610 года он остановился в Порто-Эрколе в Тоскане. С собой у него было три картины, которые он хотел вручить Шипионе в обмен на амнистию.

Правда, до Рима Караваджо так и не добрался: здесь, на побережье, болезнь оборвала его жизнь, – однако прощение в конце концов он получил.

Примечательно, что картины Караваджо попали в коллекцию Шипионе еще при жизни художника. Две – «Юноша с корзиной фруктов» (1593–1594) и «Больной Вакх» (1593) – Павел V конфисковал у Джузеппе Чезари, кавальера д’Арпино, в мастерской которого Караваджо работал, когда перебрался из Милана в Рим.

Еще одну работу – «Мадонна c младенцем и cвятой Анной» (1605–1606) – Шипионе выкупил у Архибратства папских седиариев (носильщики папского трона. – Прим. перев.).

А картина «Святой Иероним» (1605–1606) была написана специально по заказу Шипионе.

Два произведения появились в коллекции Галереи Боргезе уже после смерти художника. Это «Иоанн Креститель» (1610; считается, что он был в числе трех картин, которые Караваджо вез с собой в Рим перед смертью) и «Давид с головой Голиафа» (1609–1610), написанные в Неаполе во время изгнания. В образе Голиафа Караваджо изобразил себя, намекая на исход, который ждал бы его, будь он пойман.

Благодаря этой выдающейся коллекции, бережно хранимой на протяжении многих веков, и возникла идея Научно-исследовательского института Караваджо, который займется научным сотрудничеством со всеми музеями, художественными галереями, фондами, церквами и частными собраниями мира, где хранятся работы живописца.

Цель нового международного центра – создать максимально полную базу данных через внедрение цифровой платформы, которая будет содержать библиографическую, документальную, архивную, историографическую и иконографическую информацию с актуальными изменениями, а также специальную документацию в цифровом виде.

Чтобы воздать должное творчеству Караваджо, Fendi и Галерея Боргезе планируют в течение трех лет устраивать выставки художника на самых значимых и престижных площадках от США до Восточной Азии.

Первая экспозиция под названием «Караваджо: шедевры из Галереи Боргезе» уже состоялась. Ее с ноября 2017-го по февраль 2018-го принимал Музей Гетти в Лос-Анджелесе.

Читайте также