Большое искусство заняло центр Москвы

Интервью с куратором центра ГЭС-2 и гендиректором фонда V-A-C Терезой Иароччи Мавикой

В центре Москвы, на Болотном острове, в здании дореволюционной электростанции идет уникальное строительство: тут создается грандиозный центр искусств нового формата ГЭС-2. Центр будет одновременно просвещать, развлекать и обучать, причем в самых разнообразных видах и жанрах искусств.

В здании, помимо прочего, разместится художественная коллекция фонда V-A-C, принадлежащая миллиардеру Михельсону. Руководит и фондом, и ГЭС-2 Тереза Иароччи Мавика, у которой мы и решили узнать, что, как, а главное – зачем.

Тереза, вы запускаете ГЭС-2 с революционным лозунгом: «Долой музеи-храмы, да здравствуют – музеи-фабрики и мастерские!» Почему?

Тереза Иароччи Мавика Мне кажется, мы живем в мире, где обособление искусства по видам исчерпало себя. А вот на их пересечении, наоборот, создаются самые интересные проекты. Современный балет – уже не просто балет, но и опера, театр, видеоинсталляция. А скажите, как можно быть специалистом в современной живописи, ничего не понимая в фотографии?! Подход, способный расширить границы дисциплин вплоть до их исчезновения, – самый востребованный в сегодняшнем мире.

Наша электростанция, ГЭС-2, – это не музей в традиционном смысле, хотя здесь будет находиться и коллекция современного искусства фонда V-A-C. ГЭС-2 – это открытое городское пространство культурного производства, осуществляемое вместе с художниками и пуб­ликой. Оно будет вдохновлять и помогать в работе, укреплять кросс-культурные связи.

И как идет строительство?

Т.И.М. Непросто. ГЭС-2 – это 2 га земли на Болотном острове, в самом центре Москвы. Основное здание – 40 000 м², 29 м в высоту, 100 в длину. Мы выкупили участок в 2014 году, целый год вывозили мусор и старое оборудование – 70 000 т металла! Потом пригласили выдающегося архитектора Ренцо Пьяно (автора, среди прочего, Центра Помпиду в Париже) разработать проект в соответствии с нашим видением. Я помню, мы ходили с ним по кварталу: вокруг были гаражи, малопонятные постройки, в одной их которых располагалась баня с хрустальной люстрой.

В 2016 году, перед началом реконструкции, мы открыли для публики похожее на готический собор основное здание. Рассказали о проекте, что и как собираемся делать. Нулевой цикл реконструкции немного затянулся, так как процесс укрепления фундамента оказался чуть сложнее, чем мы предполагали: вокруг вода. На цокольном этаже мы строим хранилище нашей коллекции по специальной технологии «бокс в боксе» – даже в случае землетрясения искусство не пострадает.

Основное здание идеально приспособлено для выставок – там огромные потолки, прозрачная крыша, много света. Мы разместим внутри концертный зал-трансформер на 200–420 мест, где можно будет создавать спектакли, перформансы и даже мини-оперы
Тереза Иароччи Мавика
куратор центра ГЭС-2 и гендиректор фонда V-A-C

Так что открытие основного здания отодвинулось на 2020 год. Впрочем, весь этот комплекс – такая махина, ее не запустишь с кондачка. Работа будет вестись поэтапно. В 2019-м откроется корпус на том месте, где раньше находилась странная баня. Когда мы начали ее сносить, то обнаружили, что под современными надстроенными элементами находятся прекрасные своды, относящиеся к дореволюционной эпохе. До революции это была водочная фабрика. Раньше я называла этот корпус нашим «вторым легким», а сейчас думаю, что он – сердце, «пламенный мотор». Мы отреставрировали здание со сводами и делаем в нем творческие мастерские по керамике, дереву, 3D-фотопечати, швейный цех и много чего еще.

Следующий этап – открытие резиденций для художников в 2020 году. В России нет серьезных, полноценно разработанных программ международных резиденций. Это сложный механизм. Чтобы сразу добиться успеха, мы привлекли иностранных экспертов, которые давно занимаются арт-резиденциями. Цель – приглашать художников со всего мира жить и работать в Москве.

Еще одна важная часть проекта – ресторан, потому что кухня – зеркало культуры. Тем более что Москва, как и все большие города, – плавильный котел культур. Сейчас мы ищем партнеров, чтобы придумать интересную концепцию, которая не будет иметь национальной привязки – просто вкусная, современная кухня.

Затем постепенно будем «вводить в строй» основное здание. Помимо того что оно идеально приспособлено для выставок – там огромные потолки, прозрачная крыша, много света, – мы разместим внутри концертный зал-трансформер на 200–420 мест, где можно будет создавать спектакли, перформансы и даже мини-оперы.

Естественно, мы мечтаем открыть школу вокала и школу танца. Будет студия звукозаписи и listening room, где можно будет послушать хорошую музыку. Музыка зазвучит везде. Помимо масштабного «концертного пространства», как мы его называем, у нас будут и более камерные участки: как раз в центре основного здания – нефа, на подвешенной платформе, мы возведем специальный акустический купол. Если внутри него будет исполняться музыка, то людям, находящимся вне купола, она не помешает. За акустический проект ГЭС-2 отвечает та же команда, что принимала участие в разработке акустики для новой Парижской филармонии (архитектор Жан Нувель), – Kahle Acoustics.

Но и это не все. Когда мы только начинали реконструкцию, я спросила своего сына-подростка и его друзей, каким должен быть музей, чтобы им было в нем интересно. Они ответили, что построить такой едва ли удастся, так как новое поколение «живет в другом измерении», с другими интересами. Их ответ стал для меня вызовом. Чтобы доказать обратное, на цокольном этаже мы организуем парковку-трансформер, где по вечерам могут проходить молодежные рейвы.

Короче, места хватит всем…

Т.И.М. ГЭС-2 – огромное пространство для всех. Во всех итальянских городах есть своя пьяцца – место, где можно встретить и банкира, и разносчика пиццы. Прообраз таких площадей – афинская Агора, центр общественной жизни города. На ГЭС-2 построим московскую пьяццу, куда будут выходить двери магазинчиков, кафе, мы сделаем букшеринг и все, что может быть приятно жителям города. Старинное оборудование, железки, станки, которые мы вывезли с электростанции, отреставрируем и частично разместим в качестве скульптуры как напоминание об истории места.

А где, собственно, можно будет увидеть коллекцию Леонида Михельсона?

Т.И.М. Коллекция давно принадлежит фонду, так как Леонид Викторович и есть фонд! Ее можно будет увидеть в хранилище – мы откроем его для посещения. Постоянно будут проходить обменные выставки. У нас 6000 м² выставочной площади – всю Венецианскую биеннале можно показать!

Читайте также