Прекрасный союз: московские арт-галереи нового формата

Коллекционный дизайн и изобразительное искусство – под одной крышей

Подобный формат галерей – явление относительно новое, и связано оно с международной ярмаркой PAD – Pavilion of Art & Design. Ярмарка возникла в Париже в 1998 году. С 2007 года она проходит еще и в Лондоне, с 2018-го добавила к своим локациям Женеву. В фокусе ее внимания – европейский дизайн и искусство XX века.

Движение PAD развивается в пику массовой индустрии интерьерного дизайна, цель которого – придумать вещи для широкого круга. PAD – это борьба за уникальность. Здесь продается мебель, созданная в единственном экземпляре или limited edition, подписная, с интересной историей, дополненная произведениями изобразительного искусства. Это еще не антиквариат, но уже не винтаж. Адепты PAD считают, что «арт» надо продавать комплексно: мебель, освещение, живопись, фотография, инсталляции – одно без другого проигрывает. Более того, вкус только и можно проявить, формируя из вещей эклектичный ансамбль.

В Москве галерей, представляющих одновременно коллекционный дизайн и искусство, пока можно пересчитать по пальцам. На московской ярмарке Cosmoscow-2018 им отвели спецраздел.

Галерея «Эритаж» – старейшая в этом ряду, она работает 10 лет. Ее владелица Кристина Краснянская играет роль двойного агента: Запад она знакомит с русским дизайном, а Россию – с западноевропейским. «Эритажу» принадлежит уникальная коллекция мебели сталинского времени – советского ар-деко. Им удалось найти и деликатно отреставрировать огромный гарнитур «Хлеба коммунизма» (стол, шесть стульев, пару кресел, кабинетный шкаф с портретом Калинина, парные подзнаменные тумбы), сделанные ленинградской артелью «Ленинец» по проекту скульптора Игоря Крестовского для дома-коммуны в Смоленске. У них есть такие диковины, как шкаф по эскизам архитектора Каро Алабяна, стул из Дома на набережной, разработанный архитектором Борисом Иофаном, мебель из музея-квартиры Ленина в Мраморном дворце, сделанная по дизайну архитектора Николая Лансере в 1930-е годы в шарашке.

И в то же время «Эритаж» – редкое, если не единственное место в Москве, где можно, например, купить Филиппа Икили – весьма популярного в 1970-е годы французского скульптора, который позже начал делать предметы для интерьера: кресла, столики, зеркала. Сегодня, на волне моды на 1970-е, работы Икили дорожают в геометрической прогрессии и достигают $30 000 за кресло. В «Эритаже» представлены мраморные столики «М.С.1» Пьера Шарпэна, признанного «Дизайнером года» в 2017-м во Франции, а также живопись в диапазоне 1920–2010-х годов. Если прибавить к этому, что г-жа Краснянская поддерживает музей Георгия Костаки в Салониках, то понятно, что мы имеем дело с амбициозной международной институцией.

Галерея «Палисандр» открылась в 2017 году, сделав ставку на послевоенный дизайн и абстрактное искусство. Основатель галереи Алина Пинская окончила отделение искусствоведения Суриковского института, потом изучала арт-менеджмент во Франции. Она сама публикует в печати подробнейшие статьи об истории дизайна, начиная с Уильяма Морриса и до наших дней. Открыть галерею она решила, в очередной раз не найдя в Москве уникальной мебели для собственного жилья. Ну а ставка на 1960–80-е была сделана в пику повальной московской моде на ар-деко. «Мы были первыми в этой области и сейчас снимаем сливки», – говорит Алина.

Если вы противник всякой пышности и лапидарности в интерьере и, наоборот, предпочитаете рафинированную простоту, строгие субтильные вещи, это галерея для вас. Среди представленных здесь дизайнеров – легендарный Пьер Полен, который прославился тем, что дважды делал президентские апартаменты в Елисейском дворце – вначале для Джорджа Помпиду и потом для Франсуа Миттерана; американские дизайнеры супруги Чарльз и Рэй Имз (они были звездами 1950–60-х, занимались всем: фотографией архитектурой, кино); легендарные итальянцы Джо Понти и Этторе Соттсасс; датские мастера (Арне Якобсен, Гунни Оманн, Арне Воддер и др.); шведские авторы (Ингве Экстрем, Фолке Олсон и др). Сотрудничает галерея и с русским дизайнером мебели Денисом Миловановым, который достоин отдельного рассказа: его выставляли на PAD в Париже, он работал для Захи Хадид и Акселя Вервордта.

И, наконец, нельзя не упомянуть последний подвиг «Палисандра» – презентацию Игоря Шелковского, живого классика русского искусства, скульптора, в 1980-е годы издававшего в Париже журнал «А–Я» о русском современном искусстве. Галерея провела его персональную выставку, сделав акцент на дизайнерских качествах его скульптур и даже изготовив пару кресел по его эскизам.

NG Gallery – еще одно «место силы» формата art & design – названо в честь основателей Надежды и Георгия Ананьевых. Выпускники Строгановской академии, они более 20 лет занимаются интерьерным дизайном, у них фантастическое чувство цвета и при всей разности проектов – узнаваемый почерк.

Вначале Надежда покупала коллекционные предметы в проекты, потом стала вещи собирать и, наконец, открыла галерею. Она не гонится за громкими именами. «Я привожу из Европы породистую, хорошего уровня мебель, свет, вазы, гобелены, даже чеканку, которые, я уверена, сядут в современный интерьер, – говорит Ананьева. – Эти вещи отрисованы и сделаны правильными руками и несут особую ауру. Они способны восстановить связь времен, если у вас нет антиквариата от бабушек и дедушек. Мои заказчики, даже если они не планировали приобретать винтаж или антиквариат, влюбляются в предметы и начинают целенаправленно их искать».

Ананьева выбирает предметы с европейской реставрацией, потому что «там не залачивают». В галерее можно увидеть кресла 50-х архитектора Аугусто Романо, изумительные гобелены Жан-Рене Сотур-Гаяра, керамику и стекло, живопись, скульптуру. «Когда вы смотрите фотографии хороших западных интерьеров, – объясняет Надежда, – они вам нравятся, хотя вы не можете объяснить почему. Просто в этих интерьерах нет стандартной мебели. Обычно треть меблировки – благородный винтаж, треть – уникальные произведения, треть сделана на заказ по эскизам декоратора, автора проекта. Дизайнеры высокого класса не покупают модные предметы».

Читайте также