История русской эмиграции – теперь в формате digital

На Таганке открылся музей, где эпизоды истории «оживают» благодаря технологиям

На Таганке открылся Музей русского зарубежья с постоянной экспозицией, посвящённой истории русской эмиграции. Кроме множества экспонатов — фонды музея насчитывают более 250 тысяч единиц хранения — он впечатляет современной оснащённостью: благодаря технологиям тут оживают самые драматичные эпизоды истории. Рассказываем, как использовать технические «фишки» музея.

Осмотр стоит начинать со второго этажа, с раздела «Исход». Первое, что бросается в глаза — видеостены. Благодаря технологии мягкой сшивки кадры старой хроники объединяются в единое пространство, которое переносит то в революционный Петроград 1917 года, то в одну из европейских столиц 1920-х, принимавших беглецов из России.

Чуть дальше расположена стена мониторов, на которых по запросу зрителя запускаются видеоистории из эмигрантской жизни послереволюционных лет, рассказанные участниками событий — всего около 30 роликов.

В какой-то момент все мониторы вместе с видеостенами становятся единым арт-объектом: с помощью технологии видеомэппинга на них появляются летящие птицы, символизирующие русскую эмиграцию.

В экспозицию входят 54 мультимедийных экрана, для которых были оцифрованы свыше двух тысяч экспонатов из фондов музея: фотографии, письма, книги и так далее. Часть информации анимирована, например, навигация интерактивной панели «Беженские и военные лагеря», рассказывающей о тяготах пути беженцев первой волны эмиграции, выполнена в виде таймлайна, стилизованного под корабельный телеграф.

С помощью сенсорных панелей можно изучать большую электронную книгу «Русские в Шанхае» или оцифрованные дневники русского военного деятеля, генерал-лейтенанта А. П. Будберга.

Важная часть экспозиции — демонстрация материалов так называемого «открытого хранения». Посетитель, желающий получить больше информации по какому-то музейному разделу, выдвигает интересующие его тематические панели, в которых под стеклом находятся оригиналы документов, рукописей, различная печатная продукция, графика и даже объёмные экспонаты.

По запросу зрителя на мониторах запускаются видеоистории из эмигрантской жизни послереволюционных лет, рассказанные участниками событий — всего около 30 роликов

Интересно оформлена стена-коллаж из фотографий русских эмигрантов. Три ряда фотографий, расположенные на удобной для посетителя высоте, вращаются: на одной стороне дореволюционные фото, на другой — портреты тех же людей, сделанные в эмиграции. С именами и судьбами людей с портретов можно ознакомиться с помощью интерактивной панели.

Некоторую часть архивных фотографий посетитель может изучить самостоятельно при помощи стилизованного старинного диаскопа.

Музей полон звуков, которые помогают погрузиться в контекст эпохи. Это и старинные лирические песни, и звуковой ландшафт городов-центров русской эмиграции от Парижа до Харбина, чтение дневников эмигрантов или озвученные философские споры того времени о судьбе Отечества.

Как только пользователь подходит к конкретному экспонату, срабатывают датчики движения, и мультимедийный контент запускается с самого начала. Благодаря системе направленного звука, аудио «достаётся» только ближайшим посетителям.

Инсталляция раздела «Послание» на первом этаже представляет собой огромный стол, куда интегрированы шесть 43-дюймовых панелей. Они управляются кнопками-кубиками — каждая запускает свою часть рассказов о выходцах из России, сделавших выдающийся вклад в науку или искусство.

Самая заметная инсталляция первого этажа музея — «Русские в мире». Это огромная проекция на полукруглую 17-метровую стену в виде карты мира, на которую с помощью сенсорных панелей можно вывести до пяти видеоинтервью из разных регионов мира.

Музей находится поблизости от метро по адресу Нижняя Радищевская, 2. С улицы он не виден — экспозиция, занимающая два этажа, находится в новом здании на территории Дома русского зарубежья (ДРЗ). Беспрепятственно попасть в музей можно через вход в ДРЗ.

Материал подготовлен при участии сотрудников ГАУК «МОСГОРТУР»

Читайте также