Музей игральных карт приглашает в Петергоф

Колода карт как средство пропаганды, произведение искусства и способ привлечь посетителей

Первая в России карточная колода была выпущена 200 лет назад. Одна из древнейших игр официально пришла в нашу страну и уверенно покорила представителей всех сословий. Как случилось, что колода карт стала одним из самых загадочных и привлекательных, если не сказать культовых, предметов в истории? Это и популярная игра, и пагубная страсть, и способ военной пропаганды, и вид спорта, и инструмент предсказателей. Музей игральных карт в Петергофе, созданный с целью раскрыть многочисленные тайны мира карт, скоро отметит свой первый год работы в новом формате.

Музей игральных карт фактически переживает второе рождение. Экспозиция в Петергофе открылась более десяти лет назад, однако мало кто, помимо специалистов, интересовался небольшим музеем, расположенным по дороге к знаменитому Нижнему парку. Классические витрины, пусть и с важнейшими историческими экспонатами, никак не могли составить конкуренцию фонтанам. Редкие уставшие гости заглядывали сюда после посещения парков и дворца.

Готовясь к десятилетию музея, руководство Петергофа решило облачить историческую коллекцию в совершенно новую форму, придав ей современность и привнеся элемент игры — ведь к этому обязывают сами экспонаты.

«Мы хотели заинтересовать гостей, привлечь в наш музей молодежь, а главное, — показать, что такое игральные карты, — рассказывает заведующая фондовым отделом музея-заповедника «Петергоф», хранитель фонда «Коллекция карт» Ольга Захарова. — Наша задача — вызвать в посетителе эмоции, чтобы ему захотелось узнать больше. И если наши гости перечитают после посещения музея «Пиковую даму» Пушкина или послушают оперу Чайковского, для нас это будет самая большая награда».

Музей переоборудовали и превратили в мультимедийный игральный дом, в котором, переходя из зала в зал, можно встретиться с августейшими особами, побывать в салоне знаменитой основательницы системы гадальных карт, подслушать воображаемый спор Пушкина и Чайковского о Пиковой даме и прикоснуться к миру казино.

Сценарий повествования написан лично генеральным директором музея-заповедника «Петергоф» Еленой Кальницкой. Основу экспозиции составили предметы из собрания знаменитого коллекционера Александра Перельмана.

«В 1995 году, после смерти Перельмана, его вдова долго размышляла о том, куда отдать коллекцию, — продолжает Ольга Захарова. — Как вариант она рассматривала казино, но в таком случае собрание бы просто разошлось по частным коллекционерам. Однако вдове коллекционера как музейному работнику хотелось сохранить коллекцию в неприкосновенности. И в конце 1990-х годов собрание Перельмана приобрел музей-заповедник «Петергоф». В коллекции более 70 000 предметов, в том числе книги, предметы декоративно-прикладного искусства, мебель».

Знакомые нам «бубны», «трефы», «червы» и «пики» — французская система — всего-навсего самые популярные и общепринятые в России, тогда как, например, в Германии до сих пор распространены совершенно другие системы

Выставить коллекцию в полном объеме невозможно, поэтому многие экспонаты посетители смотрят в виртуальном варианте — например, через интерактивные столы, которые рассказывают об узких направлениях карточного дела. Все предметы расставлены по стилистически оформленным залам. Чтобы обеспечить сохранность экспонатов, некоторые редкие колоды выставлены частично. Например, в музее хранится одна из всего трех сохранившихся в мире немецких колод 1790 года. Бумага, из которой сделаны карты, неизбежно страдает от воздействия света, поэтому через какое-то время выставленные карты отправляют на «отдых», на смену им приходят оставшиеся.

Часть экспозиции посвящена истории мастей. Оказывается, знакомые нам «бубны», «трефы», «червы» и «пики» — французская система — всего-навсего самые популярные и общепринятые в России, тогда как, например, в Германии, которая была лидером по производству карт, до сих пор распространены совершенно другие системы. Впрочем, где бы ни были изготовлены карты, в них всегда присутствует четыре основные масти — дальше каждый регион адаптирует рисунки под свою историю и интересы.

Появились же карты в Китае. Музей гордится уникальными китайскими картами в виде узких длинных полосок бумаги, прообразом которых стали бумажные деньги. Персидские карты расписывали лаком и изготавливали из папье-маше, какие-то колоды вышивали на ткани, какие-то делали из слюды. С востока игра попала в Италию, Испанию и начала победное шествие по всей Европе.

«Выпускались географические игральные карты, а также исторические — посвященные каким-либо правителям или событиям, литературные, музыкальные — по ним можно учить нотную грамоту», — рассказывает Захарова.

Отдельная история — гадальные карты. Им посвящен целый зал. На весь мир знамениты карты Таро, но музей в Петергофе один из немногих в мире, обладающий всеми тремя вариантами карт другой системы — Эттейла. Посетители узнают о гаданиях французской предсказательницы Ленорман и увидят отечественную гадальную колоду «Русская ворожея» с пояснениями в виде русских пословиц и поговорок.

И хотя старинные карты можно отнести к произведениям искусства, фамилии большинства художников не сохранились. Поэтому музей особенно рад представить оригинальные эскизы самой знаменитой в России атласной колоды карт. В 1861 году академик Шарлемань победил в конкурсе на лучший эскиз карточной колоды. С тех пор в императорской России, а после в Советском союзе не было человека, не державшего в руках знаменитые карты. Петергофский музей показывает публике уникальные экземпляры с личной подписью Шарлеманя на каждой карте. На этой же колоде хорошо видна эмблема российской карточной фабрики — пеликан, кормящий птенцов.

«Дело в том, что все доходы от производства карт шли на благотворительность, на содержание воспитательных домов. Сами воспитанники Императорского воспитательного дома впоследствии направлялись работать на эту фабрику». — поясняет Захарова.

«В свое время производство карт было настоящим искусством: все передовые технологии печати внедрялись в первую очередь в производство карт, — отмечает Захарова. — Сегодня производить карты может любая типография, достаточно лишь приобрести специальный картон».

Еще одна знаменитая в России колода из собрания музея — «Русский стиль». «Большинство людей, как и я сама, никогда не думали, что на картах изображены члены императорской фамилии, — делится Захарова. — Я считала, что это иллюстрации к сказкам Баженова. На самом деле колода посвящена реальному историческому балу 1903 года, когда все гости были в костюмах XVI века. Колода была выпущена к юбилею дома Романовых в 1913 году. И что удивительно, после революции уцелели только формы к атласной колоде Шарлеманя и к колоде «Русский стиль», поэтому их и продолжили выпускать, несмотря на рисунок».

Музей гордится уникальными китайскими картами в виде узких длинных полосок бумаги, прообразом которых стали бумажные деньги

«В немецкой армии карты были запрещены, и наши солдаты подбрасывали немцам такие колоды, — поясняет Захарова. — Однако здесь важен не факт пропаганды, а то в каких условиях создавались карты. Это был настоящий подвиг художника и рабочих: война, блокада, холод, голод, отсутствие электричества, а ведь для печати карт необходима определенная температура».

Цель создателей музея — показать, что карты отнюдь не только азартная игра. «Азарт — это то, что привносят в игру люди, — подчеркивает Ольга Захарова. — Не бывает изначально ничего плохого или хорошего. Вы берете нож и можете приготовить им вкусный обед, а можете совершить преступление. Так же и с картами. Благодаря картам можно обучать детей, изучать языки, географию, историю. Это очень сложная логическая игра, ничуть не уступающая шахматам. Ведь все зависит не от карт, а от людей, которые в них играют. Будете вы играть на деньги или на поцелуи — зависит только от вас».

Читайте также