«Видение и виртуозность»: 180 лет истории Tiffany & Co.

Масштабная выставка-ретроспектива в Шанхае показывает самые яркие страницы истории Дома

Все то самое лучше, над чем с придыханием дрожат поклонницы ювелирного искусства Tiffany & Co. перед витринами на 5-й авеню в Нью-Йорке, и все то самое исторически ценное, что сокрыто от их глаз над пятью этажами флагманского магазина, в архивах и музее штаб-квартиры, – все перенеслось сейчас в другое полушарие, в Шанхай. В этом мировом мегаполисе, одном из эпицентров культурной жизни Востока, в здании Fosun Foundation в настоящий момент и по 10 ноября проходит выставка «Видение и виртуозность» (Vision & Virtuosity). Ретроспективы подобного масштаба Tiffany & Co. никогда не проводил ранее, но, отметив два года назад 180-летний юбилей Дома, в его руководстве осознали, что наступил момент продемонстрировать свое наследие в полную силу.

Потому выставку решили посвятить 180 годам смены художественных эпох и формированию стилистических кодов, изобретению технических инноваций в ювелирном искусства, влиянию Tiffany & Co. на прочие виды искусства – от живописи до кинематографа, а также феномену современного мифа вокруг бриллианта в обручальном кольце «от Тиффани» и культу вокруг заветной голубой коробочки. Задумана эта ретроспектива как увлекательное и познавательное путешествие в мир знаменитого ювелирного Дома, по мере прохождения которого часть экспозиции будет отдавать дань его славному прошлому, а другая – проводить параллель с передовым настоящим.

Около дюжины объектов Tiffany & Co. были приобретены специально для выставки в течение последних двух лет ее подготовки

«Надеюсь, что каждый, кто прибудет в Шанхай из любой точки мира, оценит, что видение и виртуозность Tiffany & Co. оставались непоколебимыми все 180 лет истории Дома, и эти две главные страсти, вынесенные в название выставки, движут нами и сегодня в процессе технических изобретений и выражении любви к прекрасному», – говорит Ричард Мур, вице-президент по дизайну магазинов и визуальному мерчендайзингу Tiffany & Co.

Итак, экспозиция под единым названием «Видение и виртуозность» переносит посетителя в воображаемый, но тщательно воссозданный мир, где можно будет увидеть все главные объекты Tiffany & Co.: 350 драгоценностей, в числе которых более 100 выставляются на публике впервые, а около дюжины объектов были приобретены специально для выставки в течение двух лет ее подготовки. Масштабное путешествие по ней проводит посетителей через шесть тематических глав, каждая из которых посвящена тому или иному знаковому явлению в многолетней истории мастерства и дизайна ювелирного Дома.

Первая глава «Голубой – цвет мечты» посвящена возникновению фирменного оттенка бренда The Tiffany Blue и его символическому значению. Эта история проиллюстрирована украшениями с использованием драгоценных камней голубого цвета, а также с синими сапфирами из Монтаны и танзанитами, которые компания Tiffany открыла миру в 1968 году.

Инсталляция «Мир Tiffany», или вторая глава выставки, призвана выступить визуальным свидетельством роли бренда в популярной культуре: она демонстрирует его присутствие в кинематографе, на телевидении, в музыке и литературе. Здесь можно увидеть эволюцию голубой коробочки Tiffany Blue Box начиная с 1787 года; все этапы строительства флагманского магазина на 5-й авеню; влиятельных людей разных эпох в украшениях Tiffany и другие ключевые моменты, превратившие Tiffany в синоним восторга и радости.

В залах The Tiffany Blue Book можно оценить всю глубину новаторства и художественного мастерства, которая стоит за ежегодными одноименными коллекциями высокого ювелирного искусства Blue Book. Здесь представлены абсолютно все каталоги Blue Book – от первого каталога для заказа по почте в США 1845 года до современных изданий, демонстрирующих, в частности, выдающиеся работы ювелирных дизайнеров бренда Жана Шлюмберже или Эльзы Перетти и современные творения нынешнего креативного директора Дома Рида Кракоффа.

На специальном экране можно будет написать собственное романтическое послание, и оно тут же появится на стенах зала бегущей строкой

Для ювелиров Дома Tiffany & Сo. всегда было характерно создание украшений, с помощью которых люди выражают свои чувства. Потому залы под названием Tiffany Love погружают в атмосферу драгоценных символов любви и продемонстрируют эволюцию дизайна знаменитых колец для помолвки Tiffany Setting и Tiffany True. Играя на сентиментальных чувствах посетителей, устроители выставки придумали в этом зале интерактивное развлечение: на специальном экране можно написать собственное романтическое послание, и оно тут же появляется на стенах этого зала бегущей строкой.

В других помещениях также вовлекают посетителей в забавные игры и создают иммерсивные эффекты. А для некоторых залов специально были восстановлены витрины авторства Джина Мура, прославленного артистического директора и вице-президента Дома с 1955 года, который создал дизайн в общей сложности 5000 витрин на 5-й авеню, и за два года до его смерти в 1996-м их дизайну была посвящена отдельная выставка в The Museum at the Fashion Institute of Technology в Нью-Йорке.

Глава «Завтрак у Тиффани» переносит зрителя в закулисье одноименного фильма и покажет разнообразные артефакты, с ним связанные: фотографии со съемок из магазина на 5-й авеню, афиши и даже личную копию сценария фильма Одри Хепберн с ее заметками, специально приобретенную для данной выставки.

И, наконец, в залах «Бриллианты: чудо природы» перед посетителями предстанет мир самых редких и важных бриллиантов Tiffany, кульминацией которых станет Tiffany Diamond, знаковый желтый бриллиант оттенка Fancy Yellow весом 128,54 карата. Драгоценный камень, полученный в 1878 году из добытого в шахте Кимберли алмаза, – настоящая легенда Дома, в котором до сих пор работает специальная хранительница Tiffany Diamond. Кстати, раритет покидает пределы 5-й авеню всего второй раз за свою историю: год назад он красовался на шее Леди Гаги на «Оскаре» и вот теперь пересечет океан, чтобы на него смогли полюбоваться посетители со всего мира.

«В архивах Tiffany & Co. можно увидеть огромное число невероятных объектов, которые дарят нам вдохновение и становятся основой для современных интерпретаций и концепций – так прокомментировал событие Рид Кракофф. – Этой выставкой мы отдаем дань прошлому и демонстрируем, что красота и искусность не имеют возраста и актуальны всегда».

Читайте также