Русский авангард и современность пропишутся на Шаболовке

Почему авторы проекта обратились к Малевичу и его знаменитому квадрату

Основной архитектурный контекст района – это легендарный Хавско-Шаболовский жилмассив. Большая часть зданий района была построена в 1930-е годы. Планировка комплекса в стиле «авангард» стала результатом конкурса среди членов архитектурной группы АСНОВА под руководством Н.А. Ладовского. В проекте воплощены принципы как рационализма восприятия архитектурных форм в статике и в движении, так и рационального использования городских территорий с сохранением пространственной свободы.

«Нам не хотелось делать прямые реплики конструктивизма, он скорее стал отправной точкой для творческого поиска. Мы с большим уважением относимся к тому времени, как культурному событию. Это был период новаторства и бунтарства в творчестве. И одним из важнейших течений того периода стал супрематизм. Он, фактически, является некой частью конструктивизма. Если вспомнить все произведения, модели, которые делали авторы того времени, то стилистически это очень близко», - объясняют авторы проекта Николай Ляшенко и Александр Цимайло.

Даже общее цветовое решение комплекса отсылает к русскому авангарду, где черный, золотой и красный были одними из наиболее часто используемых цветов.

Композицию из трех дизайнерских домов возведут на Хавской улице в центре Москвы в районе Шаболовки к концу следующего года. За основу проекта архитекторы взяли Малевича и его «Композицию в Красном углу», где впервые был представлен «Черный квадрат». Это событие стало знаковым для всех творческих сфер того времени, что вдохновило и авторов проекта ЖК «Композиция №24». Так одной из ключевых особенностей проекта стала структура разноразмерных и разноуровневых квадратных окон, увеличивающихся от этажа к этажу. Общее цветовое решение также напрямую отсылает к русскому авангарду, где черный, золотой и красный были одними из наиболее часто используемых цветов. Оригинальную концепцию дополнят два приватных сада, спроектированных командой MAD Architects.

Интересно, что и сами башни здесь названы в честь выдающихся художников, чье творчество пронизано идеями авангарда. Так, первое здание носит имя Наума Габо, видного скульптора, архитектора и теоретика искусств, который стал пионером в направлении кинетического искусства. Второе будет носить имя Сони Делоне, основательницы орфизма в живописи и первой женщины художницы, удостоившейся прижизненной персональной выставки в Лувре – её работы хрестоматийны для искусства ар-деко. Третий дом в составе ЖК назван в честь Александры Экстер, признанного графика, дизайнера и театрального художника – «амазонки» русского авангарда.

По мнению историка современной архитектуры, доцента НИУ МГСУ, автора книг и экскурсий по Москве XX-XXI веков, Николая Васильева, сам по себе проект в этой строгой конструктивистской стилистике района очень выделяется. При этом, в нем нет слишком уж явных архитектурных заигрываний. Все по законам жанра. Как, например, скругленные углы зданий, танцующие (но не слишком) окна, или дерево, прорастающее посреди двора (вольный или нет, но оммаж павильону Ле Корбюзье на парижской выставке 1925 года). Это все те вещи, которые вполне могли бы быть реализованы в 20-е годы прошлого столетия, пусть и в классово другой ситуации.

«Надеюсь, что этот проект поможет привести в порядок архитектурный облик района, в целом, став, своего рода, катализатором для появления интересных, продуманных, качественных проектов. Очень хотелось бы, чтобы новые стройки, которых в этом районе не избежать – из «ржавого пояса» он становится все более престижным, что отчасти таит опасность для культурного наследия, сохранили эстетику, заложенную авторами «Композиции №24»», - говорит Николай Васильев.

Читайте также