«Собрание» прекрасного: стекло, фисгармонии и куклы-автоматоны

В музее Давида Якобашвили открылась новая выставка эпохи модерна - «Многоцветные рифмы стекла»

Музыкальные автоматоны и танцевальные органы, каминные часы и автоматические фисгармонии, фонографы и граммофоны, медные скульптуры и куклы-автоматоны, металлические, хрустальные и серебрянные произведения искусства, а с 11 октября - ещё и русское и французское художественное стекло эпохи модерна можно увидеть в музее «Собрание» Давида Якобашвили, миллиардера и основателя компании «Вимм-Билль-Данн».

Его коллекция, насчитывающая 20 000 экспонатов, поражает даже самого тонкого ценителя антиквариата своей изящностью и цельностью. Музей открыл двери для посетителей в конце октября 2018 года, поэтому день открытия выставки «Многоцветные рифмы стекла» в «Собрании» совпал с торжественным вечером, посвященным годовщине музея.

Особое место на выставке занимает ладья с носиком в виде морского конька, выполненная на ИСиФЗ в 1916 году в технике «пат-де-вер»

Гости побывали на всех тематических этажах, послушали живую органную музыку и мелодии старинных музыкальных шкатулок. Настоящей диковинкой было механическое пианино, которое как будто играло музыку невидимыми руками. Также посетители увидели коллекцию ваз удивительных форм и размеров с изображениями лесных пейзажей, ирисов и слив, винограда и хризантем, цветов и листьев гортензии.

Из фондов музея представлены произведения мастера художественного стеклоделия Эмиля Галле (1846-1904), чьё имя стало олицетворением эпохи модерн в области декоративно-прикладного искусства, а вошедшим в мировое искусство термином «техника Галле» (или «стиль Галле») стали определять предметы из цветного многослойного стекла.

Помимо серийных и многотиражных работ мануфактуры Эмиля Галле периода 1900-1930-х годов в экспозиции представлены изделия из бесцветного прозрачного стекла с росписью в стиле историзм 1880-1890-х годов, выполненные в период сотрудничества художника с заводом в Мейзентале. Стекло последователей «стиля Галле» представлено продукцией французской мануфактуры Братьев Дом 1900-х годов, а также предметами 1910-х годов, выполненными в России на Императорских Стеклянном и Фарфоровом заводах (ИСиФЗ) и Гусевской хрустальной фабрике. Особое место на выставке занимает ладья с носиком в виде морского конька, выполненная на ИСиФЗ в 1916 году в технике «пат-де-вер» («pate-de-verre» - стеклянная паста), популярной у французских стеклоделов в 1900-1920-е годы, но не получившей широкого распространения в России.

Увидеть экспозицию можно до 8 декабря 2019 года, а посетить постоянную экспозицию — в любое время по предварительной записи.

Автор: Маргарита Москотина

Читайте также