Как работает глобальная онлайн-платформа для коллекционеров

Современные технологии позволили по-новому подойти к продаже произведений искусства

Интернет-ресурс Arteia – глобальная технологическая платформа для коллекционеров. Она начала работать в 2018 году. Сегодня в нее загружено 30 000 произведений искусства, и их количество растет по экспоненте.

В мае 2019 года платформу презентовал в Москве один из ее идеологов и основателей, Оливье Мариан, программист, продюсер, обладатель, помимо нескольких технических образований, диплома MBA престижнейшей парижской школы Sciences Po.

«Мои родители собирают изобразительное искусство 50 лет. Когда я попытался найти сайт, позволяющий систематизировать нашу семейную коллекцию и ею управлять, то не смог это сделать: такого ресурса не существовало, – рассказал Ольвье Мариан. – В мире немало интернет-ресурсов для арт-галерей, музеев и отдельных художников, а для коллекционеров не было ничего. На разработку Arteia ушло три года, и процесс аккумуляции знаний и информации еще продолжается. В нашу команду входят юристы, финансисты, программисты, искусствоведы и философы. Нам удалось привлечь в start-up 3 млн евро: одним из инвесторов проекта стала семья производителей шампанского Taittinger».

На создание проекта удалось привлечь три миллиона евро: одним из инвесторов проекта стала семья производителей шампанского Taittinger

Как это работает? Вы регистрируетесь на сайте, подтверждаете свой электронный адрес и телефон, выбираете никнейм, если хотите остаться инкогнито, или, наоборот, гордо вешаете логотип банка, если речь о корпоративной коллекции, или фамильный герб, если владеете прославленным семейным собранием, и загружаете на платформу принадлежащие вам сокровища. Их может быть 20–30, а может – несколько тысяч. Их несложно сортировать по папкам в зависимости от темы.

Каждое произведение описывается примерно по десяти параметрам: автор, размер, стиль, происхождение, местонахождение, публикации, перемещения (например, на выставки), страховка и проч. и проч.

Для начала Arteia позволяет провести полную инвентаризация собрания и, сохраняя privacy, поделиться этой информацией с «городом и миром». Вы создаете собственный виртуальный музей. И одновременно получаете доступ к аналогичным витринам других коллекционеров.

Платформа даст возможность составить лист нужных вам контактов – людей, собирающих то же, что и вы. Она будет присылать вам новости аукционов, где выставлены на продажу работы похожего профиля. Она будет советовать нужные статьи и книги. С ее помощью музейные кураторы, формирующие выставки, легко найдут произведения в частных собраниях, смогут связаться с владельцами и договориться об аренде. Arteia, считают ее создатели, объединит не только людей искусства, но и всех специалистов, занимающихся сопутствующим сервисом: юристов, реставраторов, транспортные и страховые компании.

Arteia позволяет провести полную инвентаризация собрания и, сохраняя privacy, поделиться этой информацией с «городом и миром». Вы создаете собственный виртуальный музей

На следующем этапе, когда аккумулированный объем «арта» достигнет критической массы, сообщество платформы, обладая равными правами (Arteia использует технологию блокчейн), начинает создавать и подтверждать происхождение произведений. Что называется, формировать трекер провенанса. Для каждого произведения будет создан неизменный, как отпечаток пальцев, паспорт.

Подтвержденный провенанс – ключевой вопрос арт-рынка. Не секрет, что по миру гуляет огромное количество сомнительных или заведомо фейковых работ. Глобальная децентрализованная сеть коллекционеров могла бы успешно бороться с этим злом. На Arteia будет мгновенно видно, у кого хранилась работа, как она меняла владельцев, в каких выставках участвовала, в каких книгах была опубликована.

Примечательно, что платформа позволяет подтверждать провенанс и собственно самим ныне здравствующим художникам. Они могут зарегистрироваться на сайте и создать там свои персональные музеи наряду с коллекционерами.

Если же речь об уже усопших талантах, то и здесь было найдено решение: представители проекта заключили договор о сотрудничестве с издательством Cahiers d’Art. Оно специализируется на каталогах-резоне с 1926 (!) года. Например, в полном каталоге Пабло Пикассо, изданном Cahiers d’Art, 16 000 (!) произведений. Гигантский архив издательства постепенно будет оцифрован и станет превосходным помощником для всех, кому нужна атрибуция.

В 2020 году платформа должна заработать как супермаркет искусства, где можно совершать сделки, минуя аукционы. Процент за посредничество планируется минимальный

В 2020 году платформа должна заработать как супермаркет искусства. Она предоставит возможность совершать сделки покупки и продажи, минуя аукционы, и будет брать за свое посредничество гораздо меньший процент.

Более того, если рассматривать собственно искусство как инвестицию, то система блокчейна позволяет владеть «артом» на паях, например купить себе 30% картины того же Пикассо и через пару лет ее с выгодой продать. Такой механизм многократно повышает ликвидность искусства.

Сегодня абонентская плата за пользование ресурсом колеблется от 120 до 3600 евро в год и зависит от количества загруженных произведений и функционала, которым вы пользуетесь. Arteia «работает» на девяти языках (включая польский и корейский) и действительно объединяет людей всего мира.

Что касается русских коллекционеров, они пока заняли выжидательную позицию. «У проекта Arteia есть сильные и пока не до конца ясные мне стороны, – говорит коллекционер Роман Бабичев. – Плюс в том, что сайт аккумулирует много информации об искусстве и об арт-рынке, публикация на этой платформе каталогов-резоне – также прекрасное начинание. В чем пока у меня сомнения: например, я не вижу экспертного совета, который займется отбором участников Arteia. Если такового нет и сайт строится на демократической основе, по принципу «Кто заплатил за участие, тот и показывает свои коллекции и произведения», то он неизбежно превратится в собрание трэша, как случилось это с десятками похожих ресурсов. Если же у Arteia есть экспертный совет, хотелось бы знать, кто в него входит. И важно, чтобы все-таки был отбор участников».

У г-на Бабичева есть опасения и касательно алгоритма коллективной атрибуции: иногда слово знатока важнее сотен мнений любителей, считает эксперт: «Когда мы говорим о русском искусстве, то для меня мнение Сергея Подстаницкого или Ольги Глебовой значат больше хора голосов».

Читайте также