Увидеть Париж и повторить: чем запомнилась фотовыставка Paris Photo

Рассказывает главный куратор Центра фотографии Братьев Люмьер Наталья Литвинская

Арт-мероприятия перемещаются с одного континента на другой, обгоняя друг друга в цифрах посещаемости выставок, результатах продаж на ярмарках и аукционах. Фотографическое искусство всегда стоит немного особняком, тут много своих тонкостей и нюансов.

Участвовать в ярмарках современного искусства нам никто не запрещает, и многие участвуют. Но вот Меккой сбора всех участников рынка арт-фотографии уже 23 года становится Париж.

Исторический Гран-пале традиционно открывает свои двери в рамках крупнейшей международной ярмарки Paris Photo. Ценителям фотографии были представлены 179 галерей, 35 из которых в этом году участвовали впервые и выставили свои лучшие работы в этом жанре. Среди таких — цюрихская сеть галерей Hauser & Wirth. Их конкуренты, мега-галерея Gagosian, выставившая в прошлом году знаменитые портреты Энди Уорхола времен Фабрики авторства Ричарда Аведона, в этом году радовала любителей винтажей своей выставкой Ман Рэя.

Любители черно-белой зарубежной классики нашли на ярмарке Эрвина Блюменфельда, Роберта Франка, Андре Кертеша, Йозефа Судека, Уильяма Генри Фокса Тальбота, Сали Манн, Сабин Вайсс, Арно Минкиненна и Уильяма Кляйна. На знаковые работы последних трех можно всегда посмотреть в московской Галерее имени братьев Люмьер на Красном Октябре. Также как и на отпечатки Аркадия Шайхета и Бориса Игнатовича, которые представляли советскую фотографию на Paris Photo.

Парижская публика могла посмотреть и на любимца британского Vogue Тима Уолкера, а за еще одними знаменитыми творцами мира глянца стоило заглянуть на ярмарке в Салон почета PRISMES – здесь был представлен голландско-американский дуэт Inez & Vinoodh, известный своими работами на грани искусства и высокой моды.

Поклонники ретро в Париже могли захватить Ги Бурдена на предварительном показе аукциона фотографии дома Christie’s. Сделанная на пике карьеры фотографа, работа «Charles Jourdan, Spring 1976» в размере 61 x 86.7 см (в оформленном виде 88.3 x 112.2 см) подписана сыном автора Самюэлем Бурденом, имеющая тиражный номер 13/18 с эстимейтом € 20,000 - € 25,000.

Также аукцион заявил работу «Cindy Crawford, Tatjana Patitz, Helena Christensen, Linda Evangelista, Claudia Schiffer, Naomi Campbell, Karen Mulder, Stephanie Seymour, American Vogue, Brooklyn, New York, 1991» в память о выдающемся фотографе Питере Линдберге. Подписанная карандашом самим автором «Для Карен - Бруклин 1991 - Vogue США - Питер», работа размером 32.2 х 25.3 см (в оформленном виде 40.7 х 30 см) предварительно оценивается € 8,000 - € 10,000.

Меккой сбора всех участников рынка арт-фотографии уже 23 года становится Париж

Стоит заметить, что Christie’s уже не в первый раз выигрывают с этой культовой фотографией супермоделей в традиционной байкерской одежде Versace на фоне сурового Бруклина - в октябре 2017 принт такого же размера ушел с молотка за € 20,388, а в июне этого года принт внушительного размера 193 x 127 cm - за € 187,500 (при эстимейте € 70,000 - € 100,000). Побороться за вышеуказанные работы, а также за Хельмута Ньютона «Sie Kommen (Naked), Paris, 1981» в размере 40 х 30 см (эстимейт € 20,000 - € 30,000), Ирвина Пенна «Bee (A), New York, 1995» в размере 69 х 74.5 см (эстимейт € 40,000 - € 60,000) и Ричарда Аведона «Marilyn Monroe, actress, New York city, 6 mai 1957» в размере 101 x 78 см (эстимейт € 300,000 - € 500,000) можно было на торгах на 9 Avenue Matignon в 8-ом округе.

Расположившийся на соседней улице Sotheby’s тоже проводил свой аукцион параллельно с Paris Photo – лоты с Ирвином Пенном, Ричардом Аведоном, Синди Шерман и Вольфгангом Тильмансом были также доступны к просмотру для широкой публики. В подборку вошло около тридцати фотографий знаковых фотографов современности из коллекции Эстелль и Эрве Франсэ, создателей Фонда Франсэ, отметившего десятилетний юбилей в этом году.

Одна из заявленных работ – знаменитый двойной портрет «Francis Bacon. Paris» авторства Ричарда Аведона, который напоминает диптихи самого знаменитого художника. Такая же работа хранится в коллекции Музея Пола Гетти в Лос-Анжелесе, а аукционный дом Sotheby’s в Париже оценивает ее в € 30,000 - € 50,000. Последний раз другой аукционный дом Phillips продал этот принт в размере 101.6 х 160 см за € 134,385.

Жанр фотографии воспевали все арт-площадки Парижа: Национальная галерея Же-Де-Пом представила ретроспективу американского фотографа Питера Худжара, прославившегося знаменитыми портретами Энди Уорхола, Сьюзен Зонтаг и Дэвида Войнаровича. Европейский дом фотографии объединялся вместе со своим марокканским собратом, чтобы отразить 30-летнюю карьеру Хасана Хаджжа.

Через полгода культовая ярмарка откроется 2-го апреля в Нью-Йорке

Фонд Анри Картье-Брессона открывал доступ к 150 авторским репортажным фотографиям 1948-1958 годов о жизни в Китае после падения правительства Гоминьдана.

Фонд Луи Виттона представлял большую выставку Шарлотты Перриан, посвященную исследованию связей между искусством, архитектурой и дизайном. Токийский дворец сфокусировался на французской художественной сцене, а соседний от него Музей современного искусства выставил 330 экспонатов из коллекции «Lafayette Anticipations» - благотворительного фонда семьи Мулен.

Покидая Paris Photo, стоило оставить время на Тулуз-Лотрека, выставка которого также проходила в Гран-Пале. Здесь кураторы восстановили эпоху постимпрессионизма с его ночными сценами на Монмартре. Для закрепления увиденного расположенный через Сену Музей Орсе предлагал к просмотру знаменитых балерин Дега.

Но поставить паузу в увлечении фотографией в этот раз организаторы Paris Photo не дадут. Через полгода культовая ярмарка откроется 2-го апреля в Нью-Йорке, по праву заслужившим называть себя вторым историческим центром мира фотографии после Парижа.

Читайте также