Обнаружен «неопознанный ароматный объект» Cartier

Проект организован в рамках выставки «10 000 лет роскоши» в Лувре Абу-Даби

Иммерсивная ольфакторная арт-инсталляция USO – The Perfumed Cloud в буквальном смысле соответствует своему названию. Ароматное облако создала парфюмер Cartier Матильда Лоран, взяв на вооружение современные технологии управления климатом.

Чтобы окунуться в облако, нужно зайти в небольшой стеклянный куб и подняться по винтовой лестнице. Облако формируется благодаря использованию новейших технологий климат-контроля: в верхней части куба температура воздуха выше, а внизу – прохладнее. В центре прозрачной капсулы парит загадочный «неопознанный ароматный объект». По мере того как вы поднимаетесь по лестнице, вас все плотнее окутывает ароматная дымка.

Инсталляция вдохновлена выпущенным в 2016 году ароматом Матильды Лоран L’Envol, а технологическое решение предложено компанией Transsolar KlimaEngineering. Создатели инсталляции сознательно не стали указывать парфюмерные ноты, из которых составлена ольфакторная композиция.

«Мы в музее, и, как вы заметили, под произведениями стоит имя автора, если оно известно, и также указаны материалы, из которых выполнена работа, – но ни один художник не станет перечислять вам цвета, смешанные им для получения того или иного оттенка, – отметила Матильда Лоран на встрече с журналистами в день открытия выставки «10 000 лет роскоши», одновременно с которой демонстрируется USO – The Perfumed Cloud. – Цель состоит в том, чтобы вызвать у посетителей особые эмоции и подарить им особые впечатления. Эти впечатления, ассоциативный ряд и образы у каждого человека будут своими, и ценность инсталляции именно в уникальном опыте, который получит каждый из тех, кто поднимется по лестнице в стеклянном кубе, пройдя сквозь облако».

Инсталляция Cartier – изящный реверанс в сторону исторического периода, когда благовония считались атрибутами роскоши и относились к разряду драгоценностей. И это не случайно: проект организован параллельно с выставкой «10 000 лет роскоши», кураторы которой взялись проследить эволюцию понятия «роскошь» сквозь времена и за пределами географических границ.

«Еще никогда в мировой истории слово «роскошь» не звучало с такой частотой и такой силой, – отмечает куратор выставки Оливье Габе, директор французского Музея декоративно-прикладного искусства. – Роскошь буквально атакует нас со всех сторон, от газетных страниц до аэропортов. Мы привыкли измерять ее материальными мерками – подсчитывать, сколько стоит тот или иной предмет или какому количеству людей он доступен, но непостижимым образом в конечном счете все мы выходим на нематериальные категории».

На выставке собраны 350 экспонатов из 30 стран: ювелирные украшения, предметы одежды, книги, посуда и утварь, одежда от-кутюр. Многие из них предоставлены партнером проекта – парижским Музеем декоративно-прикладного искусства. Некоторые вещи с легкостью помещаются на ладони, другие занимают значительную часть зала.

Артефакты разнородны с точки зрения их происхождения, предназначения, материалов, из которых они созданы, и времени, затраченного на их изготовление. Открывает выставку «жемчужина Абу-Даби» – самая древняя в мире жемчужина, найденная во время археологических раскопок на острове Маравах и датируемая 5800 годом до н. э. В той же витрине «жемчужную» линию развивает индийское ожерелье конца XIX века. Также здесь выставлена платиновая тиара Cartier, украшенная бриллиантами и жемчугом, и барабан из Французской Полинезии, который смастерили из дерева, кокосовых волокон и рыбьей кожи. Остроумная подборка заставляет задуматься о преходящих и непреходящих ценностях.

Среди наиболее заметных артефактов на выставке – лакированная ширма из дерева с позолотой «Лисицы» работы дизайнера Арман-Альбера Рато, изготовленная в 1921 году для особняка модельера Жанны Ланван в Париже.

«Этот экспонат напоминает нам, как изменилось наше общество, – отмечает Оливье Габе. – Еще каких-то полторы сотни лет назад состоятельный человек, который шил костюм на заказ, и помыслить не мог о том, чтобы усадить за один стол с собой за обедом человека, который выполнит заказ; и что же теперь – кутюрье сами заказывают произведения искусства, прочно утвердились среди мировой элиты и не собираются сдавать позиции».

...Стеклянные песочные часы с покрытыми медью нано­сферами из нержавеющей стали работы австралийца Марка Ньюсона – самый современный артефакт на выставке: часы созданы в 2015 году. Что может являться наивысшей ценностью в наши дни, неизбежно повисает в воздухе вопрос. «Возможно, время – и то, чему мы решим его посвятить», – подсказывают ответ часы.

Читайте также