Из антиквариата – в арт-объекты

Опытом делятся художники и основатели студии «Катанада» Александр и Алена Мушкины

В 2016 году отечественный мир искусства был взбудоражен: впервые за долгие годы на знаменитом аукционе Christie's в Лондоне была продана работа российских мастеров. Уникальные часы «Дракон — хранитель времени», созданные Александром и Аленой Мушкиными в характерном узнаваемом стиле, вызвали ажиотаж, и о мастерах заговорили не только на родине, но и за ее пределами.

Стиль Мушкиных не имеет формального названия или определения. На аукционе Christie's работа выставлялась в категории Out of ordinary, что в переводе с английского означает «за гранью обыденного». Некоторые критики относят их творчество к стимпанку, другие же, наоборот, утверждают, что мастера уже давно вышли за рамки этого направления, а их изделия, скорее, пришельцы из мира фантастики и сказок. Старинные сломанные вещи разных эпох в руках Мушкиных неожиданно оживают и обретают новую жизнь и тем самым несут свою историю сквозь столетия в будущее.

Например, дракон собран более чем из тысячи деталей, среди которых старинные музыкальные инструменты, часовые механизмы, шестеренки, латунные гвозди. Здесь нашли применение объективы от микроскопа, часть карбюратора, ложки, вилки, пуговицы от мундира и тибетские колокольчики, окуляры от бинокля и спицы от зонта, детали керосиновой лампы и дверные ручки. Каждая деталь абсолютно узнаваема, но все вместе они представляют собой завершенное единое целое.

«Мы хотели, чтобы, глядя на эту работу, вы не понимали, когда она сделана — в XVI веке или в будущем, скажем, в XXV веке, — рассуждает Алена Мушкина. — Это исключительно ручная работа, в которой выверена каждая деталь — и технически, и по смыслу. Здесь нет ни одной пайки, все только на скрутке, абсолютно ювелирная работа — Александр работает с микроскопом».

«Нас иногда обвиняют, что мы якобы портим старинные предметы, — продолжает Алена. — Это не так! Мы приобретаем только то, что уже не подлежит восстановлению или больше нигде не может пригодиться. И дарим этому предмету или инструменту новое звучание, в котором он может донести до нас свою энергетику. Мы никогда не знаем, что из чего получится. Блошиные рынки, антикварные магазины — я могу бродить по ним, увидеть соусник и понять, что в перспективе это жаба. У нас нет предварительных эскизов, все рождается в процессе».

Произведения мастеров — это не просто арт-объекты, а современные предметы быта. Дракон представляет собой действующие часы. А жираф функционирует как мини-бар. Бегемот — надежный сейф, открыть который можно, только правильно повернув, открыв и передвинув множество деталей. Каждая работа несет в себе секреты и оптические эффекты, разгадывать которые можно бесконечно — так же, как и разглядывать все детали. Возможно, такие живые произведения получаются у Мушкиных потому что у истоков их творчества стоит любовь.

«Когда мы познакомились восемь лет назад, Саша сказал: "Я не хочу с тобой расставаться. Хочу жить и работать с тобой вместе, день и ночь", — вспоминает Алена Мушкина. — И мы переехали в квартиру, которая стала и мастерской, и галереей. Каждый день к нам приходят люди, у нас нет выходных, нет рабочего графика. Мы живем и работаем, потому что у нас есть идеи и вдохновение, и наша работа дает нам энергию и отдачу».

В своих работах мы пытаемся вернуть людям частичку счастья - ведь в глубине души каждый из нас остается ребенком

Супруги стали работать вместе, и чуть позже к ним присоединился мастер Алексей Беликов, и родилась студия «Катанада». Алена, как художник с классическим образованием, отвечает за художественное восприятие. Александр и Алексей — за исполнение элементов из металла. Идеи придумывают все вместе. Со временем работы стали настолько сложны, что на их выполнение уходит от полугода до года.

Здесь не просто фигуры, а целые триптихи, как, например, город — с домами, скамейками, фонарями, мостами, вывесками и дорожками. Все крутится, светится, играет музыка. Кажется, его можно изучать бесконечно, погружаясь все глубже и глубже и открывая для себя что-то новое — не только в самой работе, но и внутри себя. Ведь каждая деталь имеет свой смысл, который может вызвать в человеке давно забытые чувства и эмоции.

«Все мы родом из детства. А что такое детство? Оно воспринимается как состояние счастья, когда у тебя есть способность взять любой предмет и поиграть в него, прожить в нем какую-то историю и тем самым исполнить свои мечты и надежды, — рассказывает Александр Мушкин. — Именно этого мы и пытаемся достичь в своих работах, вернуть людям частичку такого счастья. Ведь в глубине души каждый из нас остается ребенком».

Мастерскую Мушкиных иногда называют берлогой волшебника, потому что мастера создают для людей сказку. Каждое изделие студии «Катанада» уникально. Повторить его практически невозможно. Ведь многие из задействованных антикварных предметов существуют всего в одном экземпляре.

Работы Мушкиных хранятся в частных коллекциях во многих странах мира. Мастера работают неустанно, иногда по 14 часов в день. «Есть потрясающие заказы. Для одного коллекционера, собирающего предметы, связанные с Дон Кихотом, друзья заказали большую работу. И это было настоящее удовольствие — все придумать, исполнить, прорисовать», — рассказывает Алена.

Еще одно ошибочное расхожее мнение, что художник или артист работает для себя, утверждают Мушкины. «Творчество — от слова "творить", а искусство — от слова "искушение". То есть такое совмещение творца и дьявола. Когда ты работаешь за деньги — это здорово, когда работаешь на вечность — великолепно. Но хочется работать на вечность за большие деньги, совмещать это, — отмечает Александр. — Когда тебе аплодируют, это вдохновляет, но важно и не умереть от голода, иметь возможность реализовать свои идеи. Но деньги нередко меняют человека, в погоне за гонорарами он рискует потерять себя, и очень важно найти золотую середину — чтобы не бедствовать и не терять желания творить».

В будущем, как некое логическое завершение, Мушкины планируют создать арт-объект — скульптуру Мадонну с младенцем. «Это очень сложное произведение, которое станет завершающим этапом в нашем творчестве именно в нынешнем творческом направлении», — говорит Александр. Супруги уже придумали своему стилю название, которое собираются зарегистрировать и которое пока не разглашают. Кто будет работать в новом стиле — покажет время.

Читайте также