Мастер облачений: как работает тайное ателье Ватикана

Кто одевает обычного, а также «молодого» и «нового» римских пап

Сильвио Орландо – неаполитанский актер. Благодаря своей долгой и многогранной карьере, в том числе участию в фильмах оскароносных режиссеров, таких как Габриэле Сальваторес и Паоло Соррентино, Орландо прославился в Италии, а теперь приобрел еще и мировую известность, сыграв кардинала Войелло в знаменитых сериалах «Молодой папа» и «Новый папа».

Режиссером обеих картин стал Паоло Соррентино, автор нашумевшей ленты 2013 года «Великая красота» (получившей «Оскар»), действие которой, как и большинства серий о папе римском, происходит собственно в Риме. В качестве кардинала Войелло, государственного секретаря Святого Престола, Орландо всегда безупречно одет сообразно случаю: от святой мессы до секретных совещаний, от официальных приемов до сокровенных монологов – внешний вид актера продуман до мелочей и точно доносит значимость и величие его персонажа.

Орландо так убедителен в роли Войелло, что однажды, когда он примерял новый костюм для одной из сцен, где должен был предстать в наиболее роскошном и выразительном образе, случайно вошедший в примерочную человек, увидев его в кардинальском облачении, упал на колени, чтобы поцеловать его кольцо. Сильвио Орландо приняли за настоящего кардинала в Риме!

Ателье, где произошла эта сцена, принадлежит Эти Чичони, который мог бы рассказать массу интересных историй, но свято оберегает частную жизнь своих клиентов. Особых клиентов, поскольку главная мастерская синьора Чичони находится в Ватикане (плюс еще одна в Риме и одна – в области Абруццо). Как вы догадались, его клиенты – наиболее влиятельные представители римско-католической церкви. «Тут необходимы приватность и конфиденциальность: часто мы шьем платье для тех, кого только что назначили на новую должность; порой мы одними из первых узнаем о таких переменах», – рассказывает синьор Чичони.

Отношения владельца ателье с Ватиканом завязались в 1997 году, через десять лет после переезда в Рим из Абруццо, его малой родины. Область Абруццо на побережье Адриатики подарила Италии целый ряд знаменитых портных – от Карачени до основателей бренда Brioni. Но квалификация Эти, приобретенная в ежедневном общении с ниткой и иголкой, определила иное и более высокое предназначение – служить одной из последних в мире абсолютных монархий – Ватикану. «В 1997 году до меня дошел слух, что ателье Ватикана ищет молодых подмастерьев, которые могли бы участвовать в пошиве формы для швейцарских гвардейцев, – вспоминает портной. – Сначала я сказал себе: я к этому не готов. Но потом подумал, как это престижно работать, пусть опосредованно, на папу римского, отправился на собеседование и был принят. Мама день и ночь помогала мне тренировать руки».

Сегодня его ателье I Sarti del Borgo шьет знаменитую форму швейцарской гвардии, очень сложную по конструкции: 154 детали создают костюм, который, если верить легенде, придумал Микеланджело и который, согласно наиболее достоверным историческим данным, был введен папой римским Юлием II. «Сейчас мы производим гораздо более качественную продукцию, – заявляет Эти. – Со временем форма претерпела изменения, и только мы в состоянии изготовить это в высшей степени сложное изделие».

О таланте Эти Чичони и его команды прослышали Лука Канфора и Карло Поджоли, костюмеры «Нового папы», и заказали им костюмы для духовенства. «У Соррентино филологический подход, – говорит синьор Чичони. – Мы сшили такие костюмы, которые отражают уважительное отношение к существующей церковной иерархии, пусть даже у синьора Соррентино в тот момент было свое творческое видение».

«Костюмерная» статистика «Нового папы» поистине впечатляет: 4500 костюмов, 1100 пар обуви, в том числе от Louboutin, 300 крестов для кардиналов и епископов, 200 крестов для монахинь, монахов и другой церковной братии, 350 колец для кардиналов и епископов, 450 головных уборов, 120 000 искусственных драгоценных камней, чтобы расшить облачения понтифика, 12 000 м ткани, 4 украшенных искусственными камнями митр для папы Пия XIII в исполнении Джуда Лоу и одна риза из парчи Rubelli. Когда Джуд Лоу, то есть папа, не носит церковное облачение, он одет в костюм от Giorgio Armani, а весь его гардероб под стать современному королю.

Джон Малкович, «новый папа», имеет в своем распоряжении 20 костюмов, сшитых на заказ неаполитанскими портными Attolini; его обувь – от Church’s, халаты сшиты из парчи Rubelli, авторами головных уборов стали Pieroni и Borsalino, а перчатки изготовил неаполитанский семейный бренд Merola.

Так роскошь и пышность сериала стала своеобразной данью неповторимому великолепию ватиканского этикета. И прославлением таланта мастеров, создающих уникальные предметы одежды. «Оскар» им, возможно, не дадут, но главную свою награду – признание публики – они уже завоевали.

Читайте также