Архитектура – теперь и для геймеров

Компьютерная игра Manifold Garden вдохновлена архитектурой Фрэнка Ллойда Райта, Тадао Андо и др.

В этой игре свои законы физики и отсылки к истории архитектуры. Что неудивительно: ее создатель Уильям Чир – родом из Чикаго. «Фрэнк Ллойд Райт тоже родился недалеко от Чикаго, – говорит Уильям. – Я часто бывал на экскурсиях в его зданиях».

И если архитектуру Райта, Андо, Вудса и работы Эшера можно назвать «мудбордом» игры, то толчком к ее созданию послужил кадр из фильма «Начало» режиссера Кристофера Нолана, где улица Парижа складывается как пудреница. «Я изучал физику и экономику в Университете Чикаго, продолжает Уильям Чир. – Работал в университетах и институтах младшим научным сотрудником и одновременно делал инсталляции из воздушных шаров для культурных центров и галерей. Мне стали поступать заказы: сделать из шаров логотипы компаний или композиции в фирменных цветах. Это было банально, и я начал искать другое занятие. Физикой, кстати, я тоже не горел».

Но однажды Чир с другом посмотрел документальный фильм Indie Game: The Movie про создание независимых видеоигр. И все закрутилось. «Я решил попробовать. При этом я не был ни геймером, ни даже любителем. Тогда же я посмотрел «Начало», и меня стали терзать вопросы: что будет, если поднять объект в обычной гравитации и бросить в новую гравитацию? Что будет, если начать ходить по стенам?»

Это и стало началом Manifold Garden. Архитектура появилась в игре гораздо позже. Изначально это была просто игра-головоломка, где разгадка головоломки ведет на новый уровень. Чир создавал ее, чтобы освоить движок Unity3D, и рассчитывал закончить за три месяца. «Я ходил на встречи разработчиков и тестировал наработки на реальных игроках, – рассказывает он. – На шестой головоломке люди обычно начинали зевать. Нужно было ввести некий темп и стимулировать игрока разгадывать дальше. Например, игра Portal сделала это с помощью нарратива, сценария, который подавался через механический женский голос за кадром. Но сценарист из меня не очень, и я побоялся поднять планку так высоко. Решением стало введение в игру архитектуры, которая меня всегда захватывала».

В итоге в Manifold Garden у игрока нет врагов и множества жизней, это игра для тех, кто хочет почувствовать себя ученым, который исследует новый мир, созданный по новым правилам. Понимание этих правил ведет к более интересной прогулке по архитектурной реальности. Главный инструмент игрока – гравитация, которую можно менять. Игрок может ходить по любым поверхностям. «Плюс – мир закручивается вокруг тебя в 3D, – говорит Чир. – Отсюда и название Manifold (в английском Manifold – это математический термин, означающий «топологическое многообразие»). Помните старые игры, где можно было выйти за правую сторону экрана и тогда вы возвращались слева? Мы называем это «окутывание экраном». Когда правая сторона экрана становится левой. У меня то же самое, но в 3D. Если вы прыгнете вниз, вы появитесь сверху экрана и приземлитесь на ту же точку. Получается эффект, как будто со всех сторон вас окружают зеркала и вы видите бесконечное повторение себя».

В начале игры, чтобы игрок понял этот принцип, предусмотрен обрыв, на другой стороне которого находится нужный объект. Поначалу игрок ничего не может сделать, кроме как прыгнуть. И упасть. Но когда он снова появляется вверху экрана и падает на ту же точку, он уже понимает этот принцип и начинает искать другие пути, играя с гравитацией. «Мы хотим, чтобы вы упали с обрыва, – подчеркивает Чир. – Таким образом мы добиваемся от игроков интуитивности. А они начинают понимать правила и принципы функционирования мира Manifold Garden».

В игре используется всего шесть цветов, что соответствует количеству «стен» в любой из «комнат». Все поверхности в игре пересекаются под углом 90 градусов, и, когда вы меняете гравитацию и начинаете ходить по стенам, они становятся полом. А полы – стенами. «Поэтому я предпочитаю называть все поверхности «стенами», – объясняет Чир. – Все параллельные «стены» в игре окрашены в один и тот же цвет, чтобы игроку было проще ориентироваться».

Помимо архитектуры в игре задействована история изучения физики, а также отсылки к книгам и музыке. Среди них Чир выделяет Blame! – это десятитомная манга, написанная японским мангакой Цутому Нихэем в жанре постапокалиптика-киберпанк. И «Дом листьев» – роман американского писателя Марка Данилевского, относящийся к жанру эргодической литературы. Есть также отсылки к «Вавилонской библиотеке» Хорхе Луиса Борхеса и другим произведениям. Среди музыкальных аллюзий, используемых в игре, Чир выделяет Полину Оливерос и Уильяма Басински.

«Изначально я работал один. Но где-то в середине процесса у меня появилась команда, – говорит Чир. – Manifold Garden не первая игра, где можно менять законы гравитации, но микс аскетичного стиля, музыкального сопровождения, архитектурных отсылок и научных загадок делают ее уникальной. А вчера нас номинировали на премию BAFTA Британской академии кино и телевизионных искусств».