Страсти в миниатюре: смотрим оперу в театре марионеток

«Карло Колла», один из старейших кукольных театров мира — это настоящий семейный бизнес

Все началось в Милане на рубеже XVIII–XIX веков во дворце богатого торговца Джованбаттисты Коллы. В соответствии с традицией, существовавшей тогда в среде дворянства и высших сословий Италии, театр марионеток создавали вместе с декорациями и куклами, и предназначался он для того, чтобы давать представления членам семьи и гостям.

Очарование этих домашних постановок было не раз описано в литературе. Так, у Гете Вильгельм Мейстер ребенком становится свидетелем битвы кукольных Давида и Голиафа, а Карло Гольдони сам выступал кукловодом-импровизатором в маленьком, но богатом частном театре графа Лантьери.

Внезапный поворот судьбы ознаменовал начало больших перемен в жизни семейства Колла, которое вынуждено было покинуть Милан и сделать хобби источником заработка. В 1835 году, с момента официального создания театра, им руководил 30-летний Джузеппе Колла, и архивные документы свидетельствуют, что в течение многих десятилетий театр выступал на городских площадях в Ломабрдии и Пьемонте.

В 1861 году, после смерти основателя, его сыновья Антонио, Карло и Джованни разделили семейное предприятие на три самостоятельные труппы, одна из которых стала называться «Карло Колла и сыновья». Братья также распределили между собой реквизит – марионеток, сменных голов, костюмов, декораций, сценариев и т. д.

В 1863 году Карло Колла начал вести записи, создавая документальную историю театра, где отмечал его растущий успех, а также вехи в техническом и художественном развитии. В 1889 году его на посту главы театра сменил старший сын Карло Второй, которому тогда было всего 16 лет. К этому времени театр уже был знаменит. Наделенный уникальным талантом и новаторским духом, Карло быстро усовершенствовал искусство управления марионетками, подчеркивая изысканность персонажей и декораций. В 1906-м Колла получили в свое распоряжение миланский театр «Джероламо», сценическую площадку, пользовавшуюся большой популярностью у миланской публики. В 1911 году театр был отдан в полное распоряжение семьи Колла, которая занимала его до 1957 года.

В репертуаре театра есть буквально все – от оперных постановок («Аида», «Набукко», «Трубадур», «Турандот») до балета («Эксельсиор», «Петрушка», «Шахерезада») и сказок («Кот в сапогах», «Золушка», «Гамельнский крысолов», «Али-Баба», «Спящая красавица»).

...Прошло 50 лет, в течение которых театр успешно работал. Но времена меняются, и на смену живым выступлениям пришли телевидение и анимационное кино. Это пагубно сказалось на деятельности театра марионеток, и труппа вынуждена была оставить здание. Подобная ситуация продолжалась до 1965 года, когда Анджела, Чезарина, Тереза, Карла, Карло Третий и сын Карлы, Эудженио Монти, решили возродить семейный бизнес и вновь начали выступать, демонстрируя, как и прежде, профессионализм и преданность своему делу.

С тех пор под руководством Эудженио Монти Коллы, который совмещал должности режиссера, сценографа и художника по костюмам, театр не только восстановил свой богатый репертуар, но и создал множество постановок (35 новых спектаклей с 1978 года), с успехом шедших на сценах ведущих театров мира и принимавших участие в мировых театральных фестивалях. Репертуар театра, как и раньше, простирается от оперных постановок («Аида», «Набукко», «Трубадур», «Турандот») до балета («Эксельсиор», «Петрушка», «Шахерезада»), от спектаклей по романам («Вокруг света за 80 дней», «Гверино по прозвищу Горемыка», «Обрученные») до сказок («Кот в сапогах», «Золушка», «Гамельнский крысолов», «Али-Баба», «Спящая красавица»).

Два года назад Эудженио Монти Колла скончался. Но его наследие живо. Сегодня труппа «Карло Колла и сыновья» продолжает творить волшебство не только в Милане, но и по всему миру. Каждый год она выезжает на гастроли и уже побывала в России, Австралии, США, Германии, Омане.

(Перевела Елена Туева)

www.marionettecolla.org