Коммуналка из пластилина, или Москва в миниатюре

Как детское увлечение превратилось в искусство

Красные Ворота и Лубянская площадь, знаковая кофейня и старая коммуналка – под рукой Алексея Микулина милые сердцу москвича достопримечательности обретают свою новую жизнь в пластилине. То, чем занимается на досуге инженер-полиграфист, сам Алексей определяет как «трехмерное рисование пластилином» – экологичное, «безотходное», способное принимать абсолютно любые формы.

«Пластилин – мое детское увлечение. Я начал его осваивать в 6-летнем возрасте, и до 12 лет он был главной моей игрушкой. Я много читал, и многообразие книжных историй никак не соответствовало скромному ассортименту стандартных игрушечных кубиков и машинок. Зато пластилин позволял немедленно материализовать любой книжный сюжет. Я лепил все подряд: дворцы, корабли, ракеты и солдатиков, животных и мосты.

Родители-архитекторы соорудили для меня самодельный стол из подрамника 2 х 1 м. Так что места было достаточно. И главное, никто не заставлял после игры ничего убирать. Весь пластилиновый мир постоянно находился на столе посреди моей комнаты.

В 12 лет увлечение как-то резко прошло и вернулось только тогда, когда у меня самого родились дети. Я, конечно, показывал им возможности пластилина. Но то ли игрушки стали разнообразнее, то ли дети сильнее меня были загружены – в общем, их это не зацепило. А я опять втянулся – лет семь назад, когда показывал, как лепить, младшему сыну. Сначала делал для него простые игровые пространства, потом перешел на декоративные, которых набралось уже около сотни. Для больших композиций я использую однотонный скульптурный пластилин, а для мелких деталей – яркий детский. Этот материал не ограничен по сроку годности, и, если работа сделана конструктивно правильно, она будет вечна. Главное – беречь ее от прямого солнечного света и пыли.

Коммуналка на Мясницкой, в которой я прожил 30 лет, пожалуй, тянет на «документ эпохи». В какой-то момент воспоминания одолели, и я ее вылепил.

Темы возникают бессистемно, по настроению. Один из частых сюжетов – Москва. Это мой любимый город, я здесь родился, практически всю жизнь живу в одном и том же районе, Басманном, каждый день хожу по этим местам. Конечно же, я знаю и про Красные Ворота – триумфальную арку, которая здесь когда-то стояла. Моя пластилиновая версия не претендует на историческую достоверность – она, скорее, сделана «по мотивам», и венчает ее не двуглавый орел, а... черепаха.

А вот коммуналка на Мясницкой, в которой я прожил 30 лет, пожалуй, тянет на «документ эпохи». В какой-то момент воспоминания одолели, и я ее вылепил. Конечно, она не воспроизведена в абсолютной точности – но я и не ставил перед собой такой задачи. Хотя, когда 30 лет живешь среди этих деталей – трогаешь одни и те же дверные ручки и крутишь одни и те же краны, – все это крепко врезается в память. Мне здесь больше хотелось передать общую атмосферу, и, надеюсь, это удалось.

Иногда – если настроение совпадает – я делаю работы по заказу. Одна из них несколько лет украшала витрину Coffee Bean на Покровке. Можно сказать, я задокументировал интерьер ее предшественницы – той знаменитой кофейни, которая в 1990-е располагалась напротив, в бывшей стекляшке-пельменной. Теперь от обеих остались только воспоминания, а моя работа переехала в кофейню в Отрадное. Любители «московской старины» могут увидеть ее там.

Кроме того, сейчас на Тверской, 15, рядом с мэрией, у меня проходит выставка. Она открылась 15 марта, через неделю приостановилась на карантин и после снятия ограничений должна открыться снова. Буду рад всех видеть. Поверьте на слово: впечатление от пластилиновой композиции «живьем» гораздо сильнее, чем от ее фотографии».

Читайте также