Миры японской анимации: топ-5 адресов

Любителям манги и аниме посвящается

Несмотря на то что большинство тематических мероприятий временно перенесены или отменены, а о поездках в Японию остается только мечтать, отчаиваться не стоит: мы уверены, что это временно. А пока предлагаем изучить очередные места силы. Рассказываем, куда точно стоит отправиться в Японии, если вы обожаете мангу, мечтаете примерить на себя костюм любимого персонажа или засмотрели до дыр все мультфильмы Хаяо Миядзаки.

Студия «Гибли», г. Мусасино в префектуре Токио

Одна из самых знаменитых анимационных студий, подарившая миру шедевры Хаяо Миядзаки и многих других талантливых аниматоров, появилась в 1984 году. Ее идея сама по себе была весьма рискованной: создатели, в число которых входил сам Миядзаки и его коллега Исао Такахата, не желали, в отличие от остальных студий на тот момент, размениваться на телевизионные аниме-сериалы. Они делали упор исключительно на полнометражные мультипликационные фильмы, что грозило студии банкротством и закрытием в любой момент.

Однако чистый энтузиазм сотрудников под началом Миядзаки, создающего легко узнаваемые, яркие и красочные волшебные миры, был сильнее любых возможных неприятностей. Девиз авторов заложен в названии студии: Ghibli – так в Ливии зовут ветер сирокко, одновременно это отсылка к главной цели Миядзаки: «Вдохнуть свежее дыхание в мир японской анимации».

И им определенно это удалось: после первого выпущенного мультфильма «Навсикая из долины Ветров» студия уже не планировала останавливаться. Здесь были созданы ленты, ставшие классикой японской анимации: «Мой сосед Тоторо», чей главный герой, дух леса Тоторо, принес наибольшую популярность создателям и заслужил место на логотипе студии, «Ходячий замок Хаула», «Принцесса Мононокэ» и «Унесенные призраками», активно продвигаемые Walt Disney, а также многие другие.

Несмотря на кризис 2017 года, вызванный уходом на пенсию Миядзаки и его коллег, не так давно студия анонсировала работу над первым в ее истории 3D-проектом под названием «Айя и ведьма», за производством которого стоит сын Хаяо – Горо Миядзаки.

«Сейлор Мун» и район Адзабу Дзюбан, Токио

Аниме-франшиза «Сейлор Мун», созданная Наоко Такэути, прогремела в свое время на весь мир и по сей день считается классикой японской манги. «Сейлор Мун» – воплощение разновидности манги «махо-седзе» (с японского переводится как «девушка-волшебница), где в центре находится юная особа, обладающая сверхъестественными способностями, помогающими в борьбе с силами зла.

В основе сюжета лежит история о команде девочек-волшебниц, спасающих мир. Каждая из них – реинкарнация защитников древнего королевства, которое когда-то в прошлом охватывало всю Солнечную систему. В связи с этим выбраны и соответствующие имена «сейлор-воинов»: Сейлор Мун, Сейлор Меркурий, Сейлор Марс и другие – все они связаны с названиями планет.

После выхода «Сейлор Мун» в центре внимания преданных фанатов оказался аутентичный и яркий район Адзабу-дзюбан. Именно здесь живет главная героиня, сама Сейлор Мун, что привлекло сюда множество любителей манги, желающих вживую увидеть запечатленные в сериале места.

Во второй серии Sailor Moon Crystal виден выход из станции метро Адзабу Дзюбан. Раньше здесь находилась еще и стела, отмечающая вход в одноименный торговый квартал. Это место, как «ворота» Дзюбан, означает и начало истории и потому напоминает о первом и главном персонаже – Усаги Цукино (Сейлор Мун).

В сквере «Патио Дзюбан» стоит статуя Кими-тян – памятник девочке в красных туфлях. Это место связано с одной из героинь, Ами (Сейлор Меркурий). История памятника, установленного в честь погибшей в девять лет сироты Кими-тян, тесно перекликается с историей самой Ами: та точно так же страдает от нехватки материнского тепла и заботы.

Абсолютно реальным является и храм Хикава, расположенный возле холма Сендай. Он тесно связан с еще одной героиней – Рей Хино (Сейлор Марс). Этот храм – один из 200 храмов Хикава по всей Японии; здесь поклоняются божеству ветра и бури Сусаноо, а также Бисямонтэну, божеству победы и войны, и полководцу Ямато-Такэру, покровителю победы, постоянства и храбрости. Как можно заметить, место для знакомства с Рей Хино выбрано не случайно: все боги, почитаемые здесь, так или иначе обладают характеристиками, приписываемыми в астрологии планете Марс.

Царство мультипликации, Нэрима, Токио

Район Нэрима по праву может считаться родиной японского аниме. Именно здесь расположено большинство крупных мультипликационных студий – Mushi Production, Studio Gallop и AIC.

Находится здесь и гигант индустрии – студия Toei Animation Company. С момента своего открытия в 1956 году студия подарила миру множество известных, практически классических картин. В свое время с ней сотрудничали самые талантливые аниматоры, в их числе Хаяо Миядзаки, Исао Такахата и Ёити Котабэ.

Помимо аниме студия также работала над созданием знаменитых мультсериалов для трансляции в США и Европе: при их содействии появились на свет My Little Pony и «Трансформеры».

Проектам студии посвящена и экспозиция одноименного музея: здесь можно ознакомиться с историей создания любимого аниме, увидеть многочисленные зарисовки и раскадровки будущих мультфильмов и сериалов, а также насладиться показом картин на больших экранах. Во дворе музея гордо возвышается символ студии – кот Перро из киноадаптации 1969 года под названием «Кот в сапогах».

Фанаты жанра оценят и расположенную в Нэриме Oizumi Anime Gate – примечательную аллею около станции Оидзуми-гакуэн. Там установлены пять бронзовых статуй, изображающие разных персонажей из самых знаменитых аниме, выпущенных в студиях в Нэриме. Здесь и Атом из «Астробоя», и Мэтэл из космической оперы «Галактический экспресс 999», и Джо Ябуки из известной манги о боксе «Завтрашний Джо», и Лам из аниме-сериала «Эти несносные инопланетяне».

Помимо статуй аллея также может похвастаться наглядно представленной хронологией всех аниме-сериалов и полнометражных мультфильмов, выпущенных нэримскими студиями, а также стеной с яркими граффити, на фоне которой можно сфотографироваться на память.

Ярмарки и фестивали манга, г. Ниигата

Если Нэрима – родина японской анимации, то Ниигата – место, подарившее миру самых известных авторов манги, а также художников, актеров озвучки и талантливых аниматоров. Именно здесь, вдоль побережья со стороны Японского моря, расположилась крупнейшая в стране ярмарка «Гатакет», где представлены сотни любительских комиксов.

О том, как почитают в этом городе мангу и аниме, говорит большое количество специализированных курсов, посвященных этому жанру; многие из них даже представлены в высших учебных заведениях. Поддерживает жанр и правительство: центральная торговая улица «Фурумати-молл 5» в 2002 году была отведена под «Улицу комиксов Мидзума Синди». Названная в честь знаменитого художника манги, улица похожа на аллею славы любимых персонажей – здесь, как и в Нэриме, расположились статуи героев манги.

В 2013 году жанр получил новый виток развития: в городе открылись «Дом манги» и «Музей манги и аниме» – теперь, спустя несколько лет, они выступают в качестве главных информационно-культурных центров для всех тех, кто жаждет прикоснуться к знаменитым японским комиксам.

А если постараться и попасть на ежегодный фестиваль «Гатафэсу», можно урвать счастливый билет в мир японского творчества: в рамках фестиваля организуются многочисленные встречи с аниматорами и художниками, проводятся тематические выставки, косплей (костюмированные фотосессии и конкурсы на лучший образ персонажа) и другие мероприятия для ценителей культуры.

Международный музей манга, Киото

Несмотря на то что в Ниигате есть свой «Дом манга», настоящая гордость Японии – Международный музей манги в Киото. Он расположился в центре города в здании, некогда служившим в качестве школы, и отпечаток тех времен заметен даже спустя 14 лет после открытия. Это не только музей с широчайшей коллекцией комиксов, но и достаточно серьезное исследовательское учреждение: здесь специалисты занимаются изучением данной техники в комиксах как отдельной части культуры.

А для тех, кому больше интересны не научные исследования, а визуальная составляющая, музей предлагает 50 000 книг – именно столько выпусков комиксов находятся в общем доступе. Впрочем, можно не переживать, что часть коллекции ускользнет от взгляда ценителей: экспозиция меняется сезонно, каждая из них обладает своей тематикой. В руки желающих могут попасть не только распространенные выпуски с большим тиражом, но и по-настоящему редкие книги, имеющие историческую и культурную ценность. В целом архив музея насчитывает около 30 млн книг, включая не только японские, но и зарубежные работы.

По инициативе музея была создана выставка Manga Expo – здесь ежегодно представлены около 5500 книг, в том числе и переведенные на другие языки. Цель выставки совпадает с целью музея: укрепить жанр манги и распространить его по всему миру.

Читайте также